ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Обложка БСЭ (1930)

Титульная страница БСЭ (1930)

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

СТАТЬЯ «ГИТАРА»
В 1-ом ИЗДАНИИ «БОЛЬШОЙ СОВЕТСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»
1930 ГОД

Страница БСЭ (1930) со статьей "Гитара"


Пасхалов В. Гитара
«Большая советская энциклопедия» : Том 17 : Гимназия – Горовицы /
ред. О. Ю. Шмидт. – Москва :
Советская энциклопедия, 1930. –
Стлб. 123-124.

 

  ГИТАРА (испан. guitarra, от греч. kithara), струнный музыкальный инструмент с грифом, постоянными ладами и резонансным ящиком, имеющим плоское дно и вогнутости на боках верхней и нижней деки инструмента. У Г. круг­лый голосник (см.) на верхн. деке и кишечные струны, из которых более тонкие обмотаны металлич. канителью. Происхож­дение Г. до сих пор точно не выяснено. Но по всей Европе Г. распространилась, по-види­мому, из Испании, где она была известна (у мавров) уже в первой половине ср. вв. В Россию Г., вместе с мандо­линой, была занесена из Италии в середине 18 века. Г. того времени была 4- или 5-струнная. В конце 18 в. в России появилась и 6-струнная (современная нам) Г., в начале 19 в. ставшая довольно модным инструментом среди извест­ных слоев рус. общества, преимущественно среди военной аристократии. Одновременно с ней получила широкое распространение и сре­ди гитаристов-виртуозов и в быту 7-струнная Г., усовершенствованная знамени­тым рус. гита­ристом А. О. Сихрой (1773-1850). Лучший ги­тарный мастер в России Красно­щеков умер в 1875. Расцветом популярности Г. следует счи­тать 30-е годы 19 века, когда издавались под редакцией упомянутого А. О. Сихры специ­альные журналы для Г., в к-рых помещались пьесы из тогдашних модных опер, романсы, танцы и проч. Но уже в 70-х годах 19 века начался упадок гитарной музыки; Г. вытеснило фортепиано. В народные массы Г. не проникла,

потому что этот салонный инструмент совершен­но чужд хоровой полифонической песне рус­ского крестьянства. Гитара является обяза­тельным аккомпанирующим инструментом в т. н. "цыганской музыке" (цыганск. хорах). Совре­менная нам семиструнная Г. имеет следующий строй:

Несмотря на объемистость этой хроматической скалы, Г. не обладает особенным богатством музыкальн. возможностей. Даже лучшие испол­нители обычно не выходят из области модуляций в ближайшие родственные строи. Поэтому Г. служит, гл. обр., в качестве инструмента, ак­компанирующего пению.

  Из самоучителей игры на Г. укажем: Сихра А., Теорети­ческая и практическая школа для семиструнной гитары, 5 изд., СПБ, s. a.; Соловьев А. П., Школа для семиструнной гитары, М., 1896; Деккер-Шенк И., Новый самоучитель для семиструнной гитары по цифровой семилинейной системе, М., 1895; Зарубин В. С., Начальная школа для семиструн­ной гитары, 2 изд., Екатеринослав, 1905.

  Лит.: Русанов В. А., Гитара и гитаристы. Исторические очерки. Гитара в России, Москва, 1901; Фаминцын А. С., Домра и сродные ей инструменты русского народа, Петербург, 1891; Агафошин П., Новое о гитаре, М., 1928; Schrön E., Die Guitarre und Ihre Geschichte, Leipzig, 1879; Sachs C., Real. Lexikon der Musikinstrumente, Berlin, 1913.

В. Пасхалов.


Коротко об авторе:

ПАСХАЛОВ, Вячеслав Викторович (1873–1951) — советский музыковед, этнограф. Доктор искусствоведения (1944). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950). Сын композитора Виктора Никандровича Пасхалова. Окончил в 1896 году историко-филологический факультет Московского университета (отделение русской словесности), в 1910 – Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классу композиции. С 1900 года сотрудник нотного отделения Румянцевского музея, член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В 1916–1917 гг. преподаватель Московской народной консерватории. В 1918–1928 гг. заведующий нотным отделом Библиотеки им. В. И. Ленина. С 1921 г. действительный член и руководи­тель этнографической секции ГИМНа (Государственного института музыкальной науки). В 1927-29 гг. доцент Московской консерватории (читал курс музыкальной этнографии). Занимался изучением и пропагандой народного творчества. Опубликовал множество статей по вопросам истории музыки, фольклористики. Автор музыкальных произведений, в том числе для оркестра – "Остров сирен" (1923), "Крымская сюита" (1931), "Этнографическая сюита" (1933), струнного квартета (1938), романсов, хоров. Обработал ряд народных песен.
 

 
Рейтинг@Mail.ru