ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Журнал "Огонёк", 1985, № 43.

Вадим КОЖИНОВ

К 200-летию русской гитары

«ЧТО ЗА ЗВУКИ!
НЕПОДВИЖЕН ВНЕМЛЮ...»

Журнал «Огонёк»

 Москва: Изд. «Правда»
1985 • № 43 • 19-26 октября

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

В. Кожинов. "Что за звуки! Неподвижен внемлю..." // Огонёк, 1985, № 43. - С. 22.

К ДВУХСОТЛЕТИЮ РУССКОЙ ГИТАРЫ


Вадим КОЖИНОВ

«ЧТО ЗА ЗВУКИ!
   НЕПОДВИЖЕН
ВНЕМЛЮ...»
 

   ...Сто двадцать лет назад Толстой создал пластичный и проникновенный образ русской гитары в «Войне и мире». Знаменитая сцена охоты, одна из ключевых в толстовской эпопее, заканчивается в доме дядюшки Ростовых, который исполняет на гитаре песню «По улице мостовой»:
   «Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню... Дальше расходилась песня, ускорялся темп, и в местах переборов отрывалось что-то.
   — Прелесть, прелесть, дядюшка! еще, еще! — закричала Наташа, как только он кончил...— Николенька, Николенька!— говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?..
   — Ну, ну, голубчик, дядюшка,— таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого».
   Не забудем, что героиня Толстого наделена им высочайшей музыкальностью — и вот, оказывается, искусство гитариста явилось одним из сильнейших художественных переживаний Наташи...

* * *

   Каждый, кто захотел бы побольше разузнать о гитаре, сразу же столкнулся бы со способными удивить противоречиями и неожиданностями. Начать с того, что этот, бесспорно, самый распространенный сейчас музыкальный инструмент является вместе с тем едва ли не самым древним из ныне существующих, ибо восходит он еще к античной кифаре. Не позднее XIV столетия гитара была завезена с Востока в Испанию, а к XVI веку уже стала здесь неотъемлемой частью национальной культуры. Вскоре гитара перешла в Италию, а затем распространилась по всей Западной Европе. В 1596 году, то есть почти четыреста лет назад, в Барселоне вышел в свет солидный трактат, утверждавший ее высокие музыкальные достоинства. Словом, глубокая старина и современность загадочно уживаются в гитаре.
   Она предстает в наших глазах как самый общедоступный инструмент, изготовляемый фабричным способом в миллионах экземпляров и нередко звучащий не без своеобразного обаяния в руках людей, которые не имеют никакой профессиональной выучки. Но знающим историю музыки известно, что гитары создавал наряду со скрипками величайший мастер Антонио Страдивари, что легендарный скрипичный гений Никколо Паганини был одновременно виртуозным гитаристом (он говорил, что гитара позволяет «брать, такие гармонические сочетания, какие скрипке недоступны»), что для гитары сочиняли музыку Франц Шуберт и Гектор Берлиоз, что испанский гитарист Андрес Сеговия по праву считается одним из самых выдающихся музыкантов XX века...
   Противоречия, о которых идет речь, как бы составляют самую суть гитары, ее своеобразную музыкальную природу, и в конечном счете в них выражается ее ничем не заменимая роль и ценность.
Но прежде чем говорить о своеобразии гитары, вернемся к ее истории. Как и многие другие музыкальные инструменты, гитара не раз изменяла свой строй и облик; в частности, менялось количество ее струн. Окончательно сохранившуюся и поныне форму — точнее, две разные формы — гитара обрела к концу XVIII века. Именно с тех пор существуют шестиструнная гитара, обычно называемая испанской, и русская, семиструнная. Следует отметить, что «семиструнки» имели хождение и в Европе, особенно во Франции. Но их довольно быстро вытеснила испанская, шестиструнная гитара.
   Современные историки гитары относят возникновение русской гитары к 1780-м годам, в 1790-х годах в Москве и Петербурге уже издаются ноты и руководства для игры на ней. В 1800—1810 годах она стала одним из основных музыкальных инструментов, а в двадцатые — тридцатые годы ее роль в отечественной музыке и даже культуре в целом была поистине огромна.

 
1 2 3 4
Рейтинг@Mail.ru