ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Альманах библиофила. Вып. XI (1981)

Альманах библиофила. Вып. XI (1981)

ЛАРИН А.

ГИТАРА В РОССИИ
(Обзор литературы)

Альманах библиофила. Вып. XI.

Москва «Книга» • 1981

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

А. Ларин. Гитара в России (Альманах библиофила, 1981)

А. ЛАРИН

ГИТАРА В РОССИИ
(Обзор литературы)


«Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я...»

М. Лермонтов
 

   Кто не слышал гитару! Ее нежные, чарующие звуки пленяли сердца многих любителей музыки, многих композиторов, поэтов, художников... А кто учтет сотни тысяч простых любителей-гитаристов, отдающих свой досуг этому приятному, портативному, недорогому инструменту!
   Литература семиструнной гитары, на которой играли и играют только в России, сравнительно небогата, и поэтому наш обзор окажется довольно скромным. В основном же он будет касаться исторических материалов (книг, брошюр, журналов, очерков, статей, биографий) и частично оригинальной музыкальной литературы (школ, самоучителей, аранжировок), относящихся к XIX и началу XX века. Перечень же изданий, вышедших в более поздние годы, будет ограничен рассмотре­нием только нескольких весьма обстоятельных работ.
   Для начала хотелось бы упомянуть о двух школах для гитары, представляющих большую библио­графическую редкость. Это школа Игнатия де-Гельда, чеха по национальности, и школа Д. Кушено­ва-Дмитриевского. Первая свидетельствует о времени появления семиструнной гитары в России, вторая же, вышедшая вскоре, указывает на отечественное происхождение приема «барре».
   Школа Игнатия де-Гельда, именуемая: «Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре», — одно из первых изданий. По свидетельству А. С. Фаминцына («Домра и сродные ей инструменты русского народа». Спб., 1891), она вышла на русском и немецком языках в начале XIX столетия без обозначения года; успеха не имела. По этому же поводу П. Столпянский в книге «Старый Петербург. Музыка и музицирование в старом Петербурге» (Л., 1926) замечает: «Выпустив в свет свой самоучитель, И. фон Гельд сразу заметил, что он допустил большую ошибку: шестиструнная гитара почти вышла из


 С. 143

употребления, все хотели обучаться на семиструнной гитаре». Тогда И. де-Гельд выпускает новую, исправленную школу под названием «Усовершенствованная школа для семиструнной гитары, попол­ненная новыми всех тонов арпеджиями, прелюдиями и разными музыкальными пиесами, или Легчай­ший и удобный способ выучиться играть на сем инструменте без помощи наставника ее импера­торскому величеству всеавгустейшей государыне императрице Елисавете Алексеевне с благого­вением повергает верноподданнейший Игнатий де-Гельд». Эта школа вышла в 1802 году и пользова­лась большим успехом. О ней, как о ненайденной в библиотеках России, упоминает В. А. Русанов, в своих очерках «Гитара и гитаристы» (М., 1899).
   Наряду с И. де-Гельдом (который издавал также и фортепьянные ноты) стали проявлять себя и наши отечественные гитаристы, которые не оставили без внимания упомянутую выше школу. Так, известным гитаристом того времени Семёном Николаевичем Аксёновым (1784-1853) в 1819 году была выпущена «Школа для семиструнной гитары Игнатия фон-Гельда, рассмотренная, исправленная и дополненная С. Аксёновым с присовокуплением изъяснения способа игры во всех тонах октавными флажолетами, изобретенного г. Аксеновым».
   Издатель «Отечественных записок» П. П. Свиньин поместил на страницах своего журнала пространную статью, посвященную изобретению С. Н. Аксенова, в которой писал: «До сего времени известны были три лада — 4, 5, 7, издающие флажолетные звуки [1], г. Аксёнов распространил их на все полутоны, привел в систему и приспособил так, что всякий играющий на гитаре легко может постичь сие открытие, коль скоро со вниманием изучит описание оного, помещенное в новой гитарной школе...» (Отечественные записки, 1821, № 1, с. 217).
   Поскольку спрос на учебные пособия по гитаре все возрастал, стали появляться новые авторы, которые тоже начали издавать школы для обучения игре на гитаре, предлагая свои методы и способы овладения этим инструментом.
   К таковым можно, например, причислить Д. Кушенова-Дмитриевского, впервые издавшего в 1814 году свою школу-самоучитель игры на семиструнной гитаре. Им было выпущено несколько книг по музыке, переведена с итальянского языка на русский и издана «Музыкальная грамматика» Б. Азиоли [2], им же издано «Междуделье» — собрание пьес для семиструнной гитары.
   Школа Кушенова-Дмитриевского имела значительно больший успех, нежели школа де-Гельда. В 1817 году она вышла уже третьим изданием. Как мы уже упоминали, в этой школе

 
1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru