ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Альманах библиофила. Вып. XI (1981)

Альманах библиофила. Вып. XI (1981)

ЛАРИН А.

ГИТАРА В РОССИИ
(Обзор литературы)

Альманах библиофила. Вып. XI.

Москва «Книга» • 1981

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

 

 С. 144

говорится о российском приоритете в изобретении приема «барре». При объяснении игры левой рукой, в частности, сказано: «В последнем случае кладется большой палец под ручку гитары и служит подпоркою пальцу, который, лежа поперек на всех семи струнах, составляет называемую так надставку». Вот эта-то надставка и есть столь распространенный в игре на шестиструнной гитаре прием «барре».
   Таким образом, рассмотренные выше школы свидетельствуют о том, что вводились исполни­тельские приемы, которые являются чисто русскими новациями.

   С начала XIX века число последователей игры на семиструнной гитаре множилось, популярность ее росла. В эти годы помимо большого числа любителей-дилетантов блистала целая плеяда выдаю­щихся исполнителей на этом замечательном инструменте и педагогов. Это, прежде всего, А. О. Сих­ра, М. Т. Высотский, В. И. Морков, Н. И. Александров, А. А. Ветров, В. С. Саренко, Ф. М. Циммерман и многие, многие другие.
   Один из культурнейших и образованнейших гитаристов середины XIX столетия М. А. Стахович (1824-1858) близко стоявший к журналу «Москвитянин», опубликовал в 1851-1854 годах «Собрание русских народных песен» с аккомпанементом фортепьяно или семиструнной гитары [3]. «Собра­ние...» содержало около сорока не публиковавшихся до того в печати песен, выпущенных в 4-х тетрадях. Их интерпретации были очень близки характеру народного исполнения, правда, их гитарный аккомпанемент был небогат. Аполлон Григорьев в своей статье «Русские народные песни» (Москвитянин, 1854, № 16) высказывается критически по этому поводу. Он, в частности, пишет: «Гармоническая часть в труде г. Стаховича вообще очень слаба... но нам удивительно преимущест­венно то, что гитарный аккомпанемент крайне сух и беден у г. Стаховича, который сам принадлежит к числу известных гитаристов — учеников покойного Высотского» [4]. Несмотря на критику, эти песни были включены в некоторые последующие сборники, например, Вильбоа (1860), Н. А. Римского-Корсакова (1877), а также использованы М. А. Балакиревым («Увертюра на три русские песни») и Н. А. Римским-Корсаковым («Снегурочка», «Сказка о царе Салтане»). Ценность записанных М. А. Стаховичем песен подтверждает и А. Н. Серов.
   Будучи учеником талантливейшего гитариста, композитора и импровизатора Михаила Тимофее­вича Высотского, являясь свидетелем и представителем золотого периода гитары,


 С. 145

М. А. Стахович решил на основе личных наблюдений написать статью в виде письма своему другу, тоже ученику М. Т. Высотского, автору известной «Цыганской венгерки» Аполлону Григорьеву. Статья эта (Москвитянин, 1854, № 4) вызвала большой интерес любителей гитары и была повторно напечатана уже в журнале «Якорь» (1864, № 14). Затем книгоиздатель Ф. Стелловский выпустил ее отдельной брошюрой под названием «История семиструнной гитары» (Спб., 1864).*
   Известный историограф гитары В. А. Русанов так характеризует книгу М. А. Стаховича в своих «Автобиографических воспоминаниях» (в кн.: Заяицкий С. С. Интернациональный Союз гитаристов. М., 1902): «Эта маленькая, серенькая книжка, отпечатанная чуть ли не на оберточной бумаге, окончательно уничтожила мои сомнения и колебания в музыкальности гитары. Прочтя ее, я узнал, что гитара — чудный инструмент в руках серьезного музыканта, что у нее есть свои корифеи вроде Сихры, Аксенова, Высотского и Циммермана. Но главная заслуга этой книжки состояла в том, что я понял и узнал, что семиструнная гитара — исключительно русский инструмент, что в симпатичном ее направлении (записывание и разработка русских песен) есть великие произведения и что вообще ее литература очень богата и музыкальна».
   Период расцвета гитары в России продолжался примерно до первой половины XIX столетия. К середине 40-х годов, несмотря на активную деятельность отдельных энтузиастов гитары, интерес к ней стал заметно ослабевать.
   К числу энтузиастов, которые задались целью возродить былую славу гитары, принадлежит наш соотечественник Николай Петрович Макаров (1810-1890), поборник шестиструнной гитары, лексикограф, составитель фундаментальных словарей (русско-французского, франко-русского и немецко-русского), автор оригинальнейших книг, главным образом, автобиографического характера, таких как «Две сестрички» (Спб., 1861), «Банк тщеславия» (Спб., 1861), «Победа над самодурами и страдальческий крест» (Спб., 1861). Свои произведения Н. П. Макаров издавал под псевдонимом Гермоген Трехзвездочкин. Это был исключительно энергичный и упорный в достижении своей цели человек.
   По свидетельству Н. А. Энгельгардта, внука Н. П. Макарова, опубликовавшего свои воспоминания «Последняя гитара» с использованием печатных трудов своего деда (Исторический вестник, 1910, июнь), «Николай Петрович Макаров начал свой подвиг осенью 1838 года, и начал не с легкого, а с трудного: засел сперва за известный квинтет Джульяни, потом за его Третий большой концерт. Обе пьесы с аккомпанементом

_________________________

* Неверная информация. Подробнее см. в нашем Предисловии к публикации «Очерка истории семиструнной гитары» М. А. Стаховича (журнал «История гитары в лицах», 2012, № 5-6). — Ред. ИГвЛ.

1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru