ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Альманах библиофила. Вып. XI (1981)

Альманах библиофила. Вып. XI (1981)

ЛАРИН А.

ГИТАРА В РОССИИ
(Обзор литературы)

Альманах библиофила. Вып. XI.

Москва «Книга» • 1981

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

 

 С. 148

незаурядным гитаристом, учеником известного музыканта А. П. Соловьева (1856-1911), он заметно проявил себя и как композитор. Им сочинено и опубликовано немало оригинальных композиций, главным образом малых форм: прелюдии, фантазии на темы русских народных песен, этюды для одной, двух и трех гитар. Известны его сочинения и в форме программной музыки (например, «Polise Verse»). В. А. Русановым написана первая часть школы для семиструнной гитары, изданная А. М. Аф­ромеевым (Тюмень, 1906). Здесь, кстати, заметим, что сибирский гитарист-педагог А. М. Афромеев (1868-1920) является также и первым издателем «Заочных уроков на гитаре», по которым училась вся периферийная Россия. Высказываются предположения о том, что Владимир Ильич Ленин, будучи в сибирской ссылке (в 1897-1900 годах), выписывал заочные уроки Афромеева и учился по ним играть, находя в музыке отдых после напряженной работы.
   В. А. Русанов, старался объединить народные инструменты в одну семью, организовав с этой целью оркестр при московском Обществе любителей игры на народных инструментах, долгое время занимая пост его руководителя. Первоначально состав оркестра был «неаполитанским» с основным мелодическим инструментом — мандолиной; гитара игра аккомпанирующую роль. Затем в оркестре появились и другие народные инструменты. Для такого состава В. А. Русанов написал более трехсот партитур.
   Он пробовал себя и в литературной деятельности, сочиняя рассказы, стихи и даже пьесы. Но особенной его любовью и пристрастием были очерки по истории гитары. Свои сочинения В. А. Руса­нов печатал в выпускаемом им журнале «Гитарист» (1904-1905). Будучи материально малообеспе­ченным, ему удалось привлечь к издательскому делу богатого мецената Струве*, который пожерт­вовал на это 2000 рублей. Журнал выходил по подписке, гонораров не выплачивал, и, может быть, поэтому существование его ограничилось только двумя годами. В дальнейшем журнал «Гитарист» был В. А. Русановым передан А. М. Афромееву, который издавал его по 1906 год включительно, а затем переименовал в журнал «Музыка гитариста» (1907-1910). В последующем А. М. Афромеев несколько расширил направленность издания и стал включать в него материалы и о других народных инструментах. Поэтому с 1911 года журнал «Музыка гитариста» стал выходить под новым названием — «Аккорд».
   Первое время В. А. Русанов сам редактировал «Музыку гитариста», затем заведовал литератур­ным отделом, а с 1908 года стал просто сотрудником, корреспондентом.


 С. 149

   Журнал «Аккорд» просуществовал до 1914 года. Выходил он ежемесячно с музыкальными приложениями, которые, к сожалению, заметно отличались от приложений «Гитариста»: последний, как правило, помещал оригинальные, интересные и библиографически редкие музыкальные сочинения, включая неизвестные рукописи М. Высотского, А. Сихры, Л. Сихры, Н. Александрова. Эти материалы представлялись в редакцию известными гитаристами А. П. Соловьевым, Н. А. Черниковым, С. Н. Галиным и многими почитателями гитары, имеющими архивы. Содержание же нотных приложений журналов «Музыка гитариста» и «Аккорд» стало более пестрым, с превалированием пьес салонного характера, авторами которых были А. Афромеев, С. Сырцов и другие.
   Следует заметить, что еще до выпуска журнала «Гитарист» В. А. Русанов задался целью издать серию книг под общим названием «Гитара и гитаристы». К этому делу он привлек С. С. Заяицкого, приват-доцента Московского университета, а также Струве, страстного любителя гитары.
   Первая книга, вышедшая в 1899 году, была посвящена М. Т. Высотскому, известнейшему и талантливейшему гитаристу-композитору, аранжировщику русских народных песен (по каталогам Ф. Стелловского и А. Гутхейля числится 84 номера его напечатанных произведений, великолепному импровизатору обучившему искусству импровизационного аккомпанемента русских цыган, особенно знаменитого Илью Соколова и его преемника Ивана Васильева. Так гитара стала «цыганским народным инструментом».
   У М. Высотского было много учеников из разных сословий: князья, графы, бароны, купцы, чинов­ники, мещане... Несмотря на высокую плату за уроки (до 15 рублей ассигнациями), желающих учиться было много. И что интересно, учил Высотский более своим показом, нежели «вдалблива­нием» теоретических основ музыкальной грамоты. В числе его известных учеников были Ап. Гри­горьев, друг А. С. Пушкина Дельвиг и даже М. Ю. Лермонтов, увлекшийся в свои студенческие годы гитарой и посвятивший М. Т. Высотскому чудесное свое стихотворение "Звуки" [8]:

Что за звуки! Неподвижен внемлю
   Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
   Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! жадно
   Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный
   Каплю вод живых!..

_________________________

* Подробнее о С. Г. Струве см. в журнале "История гитары в лицах", 2014, № 1.Ред. ИГвЛ.

1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru