ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

КРАСЮКОВ А. П.

САРЕНКО.
ЖИЗНЬ И ГИТАРА.

к 200-летию со дня рождения

Воронеж • 2012

 

Полный текст книги
в формате PDF

Фотоиллюстрации

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ


 С. 19

Стиль игры

   Как сейчас принято выражаться среди гитаристов, Саренко обладал «крупным» звуком. Его внимание было приковано к чёткости и внятности извлечения звука. Главным в методе Саренко было найти красивый тон и его тембральные краски. Особенно интересно звучала его гитара в высоких позициях.
   Несмотря на то, что большая часть его сочинений не дошла до наших дней, принципы подхода к игре на гитаре вполне отвечают современным взглядам на вопрос звукоизвлечения. Саренко обращал серьёзное внимание на качество звука, получения чистоты его тона и прилагал много усилий для достижения желаемого результата. Неутомимо, часами он комбинировал музыкальные фразы, меняя тембр звучания и от души наслаждаясь большой палитрой музыкальных красок. По свидетельству очевидцев, его игру можно было слушать очень долго. Играя, Саренко любил в процессе исполнения эмоционально подчеркнуть удачные, на его взгляд, места в музыкальном произведении.

Композитор

   Как композитор, Саренко В. С.  –  яркий представитель школы А. О. Сихры.  Однако,  на  его  игру


 С. 20

сильно повлияли сочинения и манера исполнения его друга Ф. М. Циммермана. Превосходная гармонизация, блестящая виртуозность, изящество и гибкость мелодии, смелая аппликатура, мастерская компоновка, превосходное знание и умение пользоваться всеми музыкальными средствами и эффектами инструмента – всё это составляет неоспоримые достоинства произведений Саренко. Его этюды – прелестные маленькие фантазии, настоящие “перлы” в литературе гитары. Сочинения Василия Степановича лучше всего дают представление об его элегантной, певучей игре. В особенности славятся «Романс без слов», фантазия на романс «Бывало, бывало». Газета «Северная пчела» (№ 100 от 5 мая 1852 г.) писала: «На днях слышали фантазию известного нашего любителя музыки В. С. Саренко (ученика г-на Сихры) на романс графа Виельгорского «Бывало, бывало». За томной и серьёзной интродукцией следует самый романс, который особенно мил на гитаре, а потом анданте, выражающее оригинальную мысль самого автора, в стиле Шубертовских мелодий. Анданте своей изящной простотой и естественностью хода гармонии чрезвычайно понравилось. В заключении – блестящий финал. Эта фантазия – весьма приятный подарок любителям гитары. Вообще, во всех сочинениях г-на Саренко видно много вкуса и знание инструмента». В числе оригинальных произведений Саренко следует упомянуть его фантазию « На берегу моря».
   Заслуживает высокой оценки и блестящая по замыслу пьеса «Украинская пляска» – стройное музыкальное произведение, написанная для гитары соло. Пьеса была переложена для оркестра и 27 июля 1902 г. исполнена в Сестрорецком зале симфоническим оркестром под управлением Булериана. Следует упомянуть ещё о переложении  «Украинской пляски»  для  пяти  гитар,  сделанном Д. Г. Ло-


 С. 21

бодою, руководителем Киевского кружка гитаристов.
   Этюды Саренко в своё время были высоко оценены А. О. Сихрой, поместившим этюды № 1 и № 4 в свою школу.
   Несомненно, не все произведения Саренко уцелели, многие остались неизданными, в рукописях. Но и то, что сохранилось, составляет крупный и ценный вклад в сокровищницу гитарной литературы и ставит имя Саренко в один ряд с именами её лучших композиторов.
   Все сочинения Саренко были приобретены и изданы первоначально музыкальной фирмой И. Пеца, а затем перешли в собственность фирмы Ф. Стелловского, а позднее, московской фирмы А. Б. Гутхейля.

Сочинения В. С. Саренко


Сочинения В. С. Саренко, изданные в Санкт-Петербурге Ф. Т. Стелловским
(Реставратор – В. А. Красюкова, 15.07.2010 г.)

 

Рейтинг@Mail.ru