ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

"Народна творчість", 1940, № 1.

ЖУРНАЛ
«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Орган Института украинского фольклора Академии наук УССР и
Управления по делам искусств при Совнаркоме УССР

1940 · № 1
январь – февраль
 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ


организации балалаечных оркестров и ансамблей (однородных). Такие музыкальные коллективы еще не получили пока большого распространения и попытка харьковского областного дома народного творчества (руководитель — тов. Кобеляцкий) есть, наверно, единственный почин, который целиком оправдал себя.
   Для достижения высоких показателей в художественном и техническом отношении большое значение имеет и качество самого инструмента. К сожалению, наша музыкальная промышленность на сегодня далеко не полностью удовлетворяет требования, предъявляемые к инструментам.
   Это касается в равной мере и балалайки, и гитары, и домры и других народных инструментов. Потому в большинстве своем не только солисты, но и некоторые оркестровые музыканты пользуются инструментами производства мастеров-кустарей, инструментами сделанными «по специальному заказу».
   Первый Всесоюзный конкурс мастеров и мастериц на лучшее изготовление домры и балалайки (1938 г.) имел целью выявить наилучшие образцы этих инструментов, чтобы было освоено массовое производство их. Такие инструменты были представлены мастерами Соцким (Москва), Малюковым, Снегиревым и Кругловым (Харьков) и мастерскими Харьковского и Лениградского ДКА* и получили высокие оценки. Однако, массовый потребитель и до сих пор еще пользуется инструментами, которые абсолютно не способствуют развитию у музыкантов хорошего вкуса.
 

* * *

   Старый спор между «алексеевцами» и «любимовцами»** о том, какая домра имеет право на существование — трех или четырехструнная, — был (а отчасти есть еще и сегодня) спором не принципиальным. И правда, можно ли отрицать исторически закономерное развитие и усовершен­ствование четырехструнной домры, которая твердо заняла место среди народных музыкальных инструментов. Можно говорить лишь о том, где, в каких оркестровых объединениях следует выбрать домру того или иного типа, или какой тип этих домр имеет преимущество, как струнный инструмент.
   На данном смотре со всю очевидностью установлено, что четырехструнная домра как сольный инструмент, без сомнения, более совершенна. Это явно подтвердилось хотя бы тем, что из 13 солистов, игравших на домре, трехструнников было только трое.
   Идентичность лада и аппликатуры четырехструнной домры и скрипки позволила домристам-четырехструнникам вполне использовать скрипичный репертуар в своих выступлениях на смотре.
   Таким образом исполнители, которые играют на четырехструнной домре, полностью обеспечены огромным выбором репертуара и в этом отношении они — в более выгодном положении, чем дом­ристы-трехструнники. Кроме того, будучи объединены в ансамбли по типу смычковых, четырех­струнники могут выбирать для себя из неисчерпаемой ансамблиевой литературы наилучшие образцы музыкальных сочинений, предназначенных для смычковых ансамблей.


* Домов Красной Армии. — Прим. перев.

** Сторонники П. И. Алексеева (1892-1960) — бывшего ведущего домриста андреевского оркестра, а затем руководителя Первого московского великорусского оркестра, созданного по инициативе Б. С. Трояновского в 1919 г. по образцу Великорусского оркестра В. В. Андреева (с квартовыми трехструнными домрами в соста­ве) и ставшего его преемником, их поэтому называли еще «андреевцами»; и приверженцы его непримиримого критика и противника Г. П. Любимова (1882-1934) — создателя и руководителя «Оркестра старинных русских инструментов», состоявшего из одних четырехструнных домр с квинтовым строем, который считал свой состав оркестра единственно правильным. Об их противостоянии журнал «Музыкальная новь» писал: «...И вот работ­ники в области народных инструментов делятся на два лагеря, борются и втягивают в борьбу руководимые ими оркестры. В течение нескольких лет стараются они доказать друг другу, чьи инструменты народнее и ценнее» (Ткаченко. О создании единого оркестра из русских народных музыкальных инструментов // Музы­кальная новь, 1924, № 6-7, с. 13-14). — Прим. перев.

Рейтинг@Mail.ru