ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

"Народна творчість", 1940, № 1.

ЖУРНАЛ
«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Орган Института украинского фольклора Академии наук УССР и
Управления по делам искусств при Совнаркоме УССР

1940 · № 1
январь – февраль
 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ


* * *

   Великие музыканты прошлых времен — Люлли, Вебер, Гуно, Берлиоз и др. проявляли большое внимание к гитаре, в совершенстве владея техникой игры на ней; непревзойденным здесь остался знаменитый «скрипичный король» Николо Паганини, известный в истории и как гитарист-виртуоз.
   К сожалению, гитара, которая имеет среди прочего огромное прикладное значение в художест­венной самодеятельности, как аккомпанирующий инструмент, не нашла себе еще надлежащего места в наших музыкальных учебных заведениях. Правда, следует отметить, что в этом отношении уже есть подвижки: музыкальные школы Ленинграда и Киева выдвинули сильных гитаристов для участия в смотре.

* * *

   Подвести итоги смотра было поручено жюри под председательством народного артиста СССР композитора Гаджибекова. В состав жюри вошли виднейшие музыкальные деятели Советского Сою­за: народный артист СССР Р. М. Глиер, народный артист Узбекской ССР С. Н. Василенко, заслужен­ный деятель искусств Киргизской ССР П. Ф. Шубин, народный артист Грузинской ССР К. Постхве­рашвили, профессор Киевской консерватории А. М. Луфер и др.*
   Первая премия (по 1500 руб.) присуждена 9 человекам, вторая (по 1000 руб.) — 17 чел., третья (по 750 руб.) — 21 чел. Награждено грамотами 6 чел. и похвальные отзывы получили 55 чел.
   Среди премированных и вообще отмеченных от УССР были такие исполнители:
   2 премия — тт. Казаков и Якушкин (домра);
   3 премия — тт. Мирцев (балалайка), Белецкая и Ризоль (баян)**, Троицкий (домра), Столова (концертино), Вахутинский (сопилка);
   грамота — т. Смага (гитара)***;
   похвальные отзывы — тт. Калинкин (балалайка), Мовчан (бандура), Машков (баян), Малюков (гитара), Епишов (сопилка и окарино).

* * *

   Рассматривая состав премированных и отмеченных участников с точки зрения их отношения к народному творчеству, увидим следующее:
 

 

I премия

II премия

III премия

Грамота

Похвальный отзыв

Всего

Профессионалы

9

14

11

4

39

77

Учащиеся музыкальных
учебных заведений

2

6

2

6

16

Представители
самодеятельности

1

4

10

15

 

9

17

21

6

55

108

 


* Гаджибеков, Узеир (1885–1948) — композитор, дирижёр, музыковед, Заслуженный деятель искусств Азер­байджанской ССР (1935), народный артист Азербайджанской ССР (1937), народный артист СССР (1938), ка­валер орденов Ленина (1938) и Трудового Красного Знамени (1945), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1946), профессор (1940), ректор Азербайджанской государственной консерватории (1928–1929, 1939–1948), председатель Союза композиторов Азербайджанской ССР (1938–1948), организатор оркестра на­родных инструментов (1931) и государственного хора Азербайджана (1936) — председатель жюри;
  Глиер, Рейнгольд Морицевич (1874–1956) — композитор, дирижер и педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения (1941), лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950); в 1913–20 годах профессор по классу композиции Киевской консерватории, директор консерватории (1914–1920), в 1920–41 гг. профессор Московской консерватории по классу композиции, в 1920–22 гг. заведующий музы­кальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Нарком­проса, член художественного совета при Управлении музыкальных учреждений Комитета по делам искусств при СНК СССР;
  Василенко, Сергей Никифорович (1872–1956) — композитор, дирижер и педагог, народный артист Узбекской ССР (1939), народный артист РСФСР (1940), лауреат Сталинской премии первой степени (1947), препода­ватель композиции и инструментовки (1906–41 и 1943–56), заведующий кафедрой инструментовки Московской консерватории (1932–41 и 1943–56).
  Шубин, Петр Федорович (1894–1948) — композитор, музыкальный педагог, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1938), народный артист Киргизской ССР (1944), в 1936 году стал организатором и руково­дителем оркестра киргизских народных инструментов.
  Постхверашвили (Поцхверашвили), Константин (Котэ) (1889–1959) — композитор, дирижёр, музыковед, народный артист Грузинской ССР (1933), организатор и руководитель грузинского хора (1901–1914), ансамбля чонгуристок (1921), Государственного академического хора Грузии (1921–35),
  Луфер, Абрам Михайлович (1905–1948) — советский пианист и музыкальный педагог, профессор Киевской консерватории (1935), директор Киевской (1934–41 и 1944–48 гг.) и Свердловской (1941–44 гг.) консерва­торий, заслуженный деятель искусств УССР (1945).

  В состав жюри также входили:

  Агафошин, Пётр Спиридонович (1874–1950) — гитарист, преподаватель класса гитары в Музыкальном учили­ще имени Октябрьской революции, а ранее в Московской консерватории;
  Гелис, Марк Моисеевич (1903–1976) — заведующий кафедрой народных инструментов Киевской консер­ватории, профессор (с 1940), преподавал балалайку, баян, бандуру, гитару, домру;
  Зимин, Пётр Николаевич (1890–1972) — музыковед и инструментовед, кандидат искусствоведения (1944), преподавал инструментоведение в Московской консерватории, работал в акустической лаборатории, автор нескольких книг о музыкальных инструментах;
  Кацан, Василий Васильевич (1887–1941) — домрист, заслуженный артист РСФСР, работавший ранее в оркестре В. В. Андреева,
  Мартинсен, Александр Оскарович (1897–1941) — возглавлял Харьковскую рабочую консерваторию (1929–34), руководил Ансамблем народных инструментов Киевской филармонии (до 1937), затем оркестром народных инструментов при Белорусском радио, автор очерка «Несколько слов о гитаре» (1927);
  Миронов, Николай Назарович (1870–1952) — народный артист Узбекской ССР (1937), В 1937–1938 гг. консультант Узбекской филармонии, дирижер и хормейстер филармонии и Музыкального театра в Ташкенте, в 1939–1941 руководитель Ансамбля песни и пляски Дворца культуры ЗИС в Москве.
  Сурин, Владимир Николаевич (1906–1994) — начальник Главного управления музыкальных учреждений Комитета по делам искусств при СНК СССР, впоследствии заместитель министра культуры СССР, генеральный директор киностудии «Мосфильм»;
  Ханукаев, Хизгел Михайлович (1898-1972), исследователь народной музыки и собиратель музыкального фольклора народов Дагестана, один из основателей Ансамбля песни и танца Дагестана и руководитель его оркестра (с 1935), автор первых в Дагестане пособий для обучения на национальных дагестанских инструментах: самоучителя игры на агач-кумузе, самоучителя игры на таре. Заслуженный деятель искусств ДАССР (1940). — Прим. перев.

  ** Николай Ризоль выступал в сольной программе, в дуэте баянистов — сестры Мария (1924–2006) и Раиса (1923 г/р) Белецкие. По решению жюри звания лауреатов были удостоены Николай Иванович Ризоль и исполнительница первой партии в дуэте 15-летняя Мария Григорьевна Белецкая, Р. Г. Белецкую наградили дипломом. После конкурса Н. Ризоль, М. и Р. Белецкие и партнер Ризоля по дуэту И. И. Журомский (1916–1982) создали квартет баянистов, просуществовавший 50 лет (музыканты образовали еще и супружеские пары: Н. Ризоль с Р. Белецкой, а И. Журомский с М. Белецкой). Н. И. Ризоль (1919–2007) с 1948 года преподавал на кафедре народных инструментов Киевской консерватории (с 1973 г. — профессор), народный артист УССР (1982). Сестры Белецкие с 1946 года были артистками Киевской филармонии, в 1973 г. им были присвоены звания заслуженных артисток УССР. — Прим. перев.

  *** Помимо названных здесь украинских гитаристов — киевлянина К. М. Смаги (грамота) и харьковчанина А. Малюкова (похвальный отзыв) — среди гитаристов лучшими стали: А. М. Иванов-Крамской (Москва, 2-я премия, ученик П. С. Агафошина) и В. В. Белильников (Ленинград, 3-я премия, ученик В. И. Яшнева), похвальных отзывов были удостоены и еще два ученика В. И. Яшнева из Ленинграда: Б. А. Павлов и Е. Н. Рябоконь-Успенская. — Прим. перев.

Рейтинг@Mail.ru