ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ» - The NEW REVIEW

№ 238 • 2005 • С. 293-304
• «НОВЫЙ ЖУРНАЛ» •
The NEW REVIEW
New York• USA
 

www.newreviewinc.com

 

 

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ»

 

С. 293


Мирон ВАЙСБОРД

ИМПЕРАТОР И МУЗЫКАНТ

  19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно скончался Александр I. Глубокой скорбью отозвалось это известие в сердцах миллионов.
  В тревожные дни войны 1812 года император стал символом объединения страны. «Веди нас, наш отец родной. Умрем или победим!» — звучали голоса на встрече москвичей с Александром I в Кремле. Чтобы ощутить атмосферу тех дней, приведем пророческие слова Николая Карамзина, одного из участников той встречи: «Здесь померкла блудящая звезда Наполеонова». Так и произошло. Французская армия, считавшаяся непобедимой, была разгромлена и позорно бежала. Россия была спасена. Александр I, проявив благородство и мудрость, продолжил военные действия, освобождая страны Европы, оккупированные Наполеоном.
  После взятия Берлина, после «Битвы народов», как назвали сражение под Лейпцигом, войска союзников вошли в Париж. Это произошло 31 марта 1814 года. Парижане восторженно встречали появление на Елисейских полях главного героя завершившейся битвы — Александра I. Именно русская армия принесла Европе свободу.
  Суть этого исторического момента выразил Николай Карамзин в стихотворении «Освобождение Европы и слава Александра». А 26 марта 1826 года Россия прощалась с Александром I. Скорбное шествие в Петербурге сопровождалось звуками «Траурного марша». Автором «Марша» был испанский композитор Фернандо Сор. Это имя сегодня в России известно лишь профессиональным гитаристам. О существовании же многочисленных сочинений Фернандо Сора, пользовавшихся в начале ХIХ века огромным успехом в Москве и Петербурге, вряд ли кто и подозревает. А между тем сама судьба готовила испанского композитора к созданию «Траурного марша» — музыкального


© "Новый журнал" / The New Review, 2005.

Перепечатка статьи на сайте "История гитары в лицах" (guitar-times.ru) осуществляется с разре­ше­ния корпорации "Новый журнал".

Дублирование данного материала на других ресурсах без согласия редакции "Нового Журнала" является нарушением закона об авторском праве.

Расположение текста и нумерация страниц сохранены. Иллюстративный материал частично изменен и допол­нен.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Рейтинг@Mail.ru