Написал около 50 сочинений для семиструнной гитары, несколько
из которых были опубликованы в советское время, кроме того сборник
произведений А. Агибалова издан в США американским издателем Матанией Офи в
серии "Русская коллекция" (2008). В 2010 году в том же
издательстве вышла "Соната № 1 для семиструнной гитары" А. Агибалова (Alexei
Agibalov: Sonata N° 1 for the Russian seven-string guitar), написанная в
1988-89 гг. Автор самых значительных в современной
истории семиструнной гитары (после "Русского концерта" И. Рехина 1988 года
для семиструнной гитары и оркестра) сочинений для этого инструмента и
симфонического оркестра: концерта "Рапсодия гор" (1999) и "Концерта для
гитары с оркестром" (2007), посвященного памяти М.Т. Высотского, а также крупных пьес
"Кыргызы-кочевники" (2001) и "Фрески" (2003). Первая запись
14-минутного концерта "Рапсодии гор" была
произведена А. А. Агибаловым в декабре 1999 года с Симфоническим оркестром Киргизского радио
и телевидения (дирижир – Джумакадыр Каниметов); премьерное публичное исполнение
состоялось 5 сентября 2000 года в Малом зале Киргизской филармонии
во время Юбилейного концерта посвященного 60-летию А. А. Агибалова (дирижер –
Асанхан Джумахматов). 4 октября 2000 года была осуществлена новая запись
"Рапсодии гор" (с внесенными композитором в партитуру изменениями) с большим
составом оркестра, включавшим всю струнную группу и все духовые инструменты
(дирижер – Джумакадыр Каниметов, флейта – Валерий Бобров).
Алексей Агибалов со своим сборником избранных сочинений для семиструнной
гитары,
изданном американским издательством "Эдишенс Орфи" :
Alexei Agibalov: Selected Works for the Russian seven-string guitar.
Editions Orphee, 2008.
10 апреля 2001 года записал с Симфоническим оркестром Киргизского радио и ТВ
свое новое сочинение "Кыргызы-кочевники" (дирижирер – Джумакадыр Каниметов,
звукорежиссер – Владимир Бобков), а 29 сентября 2003 года
закончил работу над еще одной пьесой для русской гитары с оркестром –
"Фресками" (собственная оркестровка А. А. Агибалова). Написанное под влиянием
"Южного концерта" Мануэля Понсе сочинение звучит красиво, выразительно и
содержит много интересных, новых для композитора гармонических ходов и
модуляций. Пьесу А. А. Агибалова "Кыргызы-кочевники" причисляют в
республике к лучшим
образцам киргизской музыки, но при этом, композитор не повторяет киргизскую
музыку буквально, а обогащает ее европейскими гармониями: играют труба,
гобой, валторна, попеременно вступают то гитара, то оркестр.
Среди других наиболее значительных произведений Алексея Агибалова для
семиструнной гитары: цикл полифонических пьес "5 инвенций для русской
гитары", 3-частная сюита "Черный квадрат" (I – гитара-виолончель, II –
гитара соло, III – виолончель соло), "Прелюдия" (посвященная М. Т.
Высотскому), "Соната № 3" для русской гитары (посвящена А. И. Куприну и его
повести "Гранатовый браслет"), пьеса "Облака" (2003; в ней композитором
использован прием, создающий иллюзию игры двух гитар: аккомпанирующей и
солирующей), "Фантазия-экспромт" для гитары с камерным оркестром" (2010,
клавир этого сочинения в том же году был записан А. Агибаловым на студии
звукозаписи "Азия-звук" с пианистом Юрием Кузнецовым). |