ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
АРГАМАКОВ

гитарист, педагог
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

   Конечно же, серьезное влияние на Аргамакова оказал его учитель Александр Иванов-Крамской. Будучи состоявшимся концертирующим гитаристом и композитором, он был примером для всех учеников, даже если не имел возможности часто проводить занятия по причине активной концертной работы. Юрий Аргамаков очень любил музыку Иванова-Крамского и даже записал пластинку (виниловую) на фирме «Мелодия» в 1980 г. с произведениями своего учителя, которая в оцифро­ванном виде нынче гуляет по интернету. Классическая строгость музыкальной формы, вырази­тельность мелодии, обращение к русской народной тематике — вот что свойственно музыке Иванова-Крамского, учителем которого по композиции был Речменский, в с свою очередь ученик Глиэра.

Обложка пластинки Ю. А. Аргамакова (Мелодия, 1980)  Оборот конверта пластинки Ю. А. Аргамакова (Мелодия, 1980)

"Юрий Аргамаков - гитара" (1-я сторона пластинки)  "Юрий Аргамаков - гитара" (2-я сторона пластинки)

   Надо сказать, что в Советском Союзе академическое музыкальное образование чего-то да стоило, его было не так просто получить и оно давало востребованную профессию, ничуть не хуже оплачиваемую, чем другие, и возможность сделать карьеру в данной области от рядового музыканта до народного артиста. Поэтому, уже обучаясь в консерватории, Юрий Аргамаков знал, что будет работать на сцене в качестве гитариста-концертанта, к чему и стремился. Он приезжает в Кисло­водск и в течение длительного времени будет работать в госфилармонии на КМВ. На тот момент Кавказские Минеральные Воды — здравница всесоюзного значения со множеством санаториев. Каждый год в сезон по путевкам сюда устремляются отдыхающие со всей страны. Артисты филар­монии выступают и в залах санаториев, и в филармонических залах. Аргамаков играет отдельные номера, аккомпанирует певицам, играет сольные концерты. Вскоре он женится на пианистке Ирине (ей будет посвящен вальс «Ириша», который Аргамаков тоже исполняет на концертах). У них рождается двое сыновей. Однако не все проходит гладко. Работа на сцене дело не простое и часто требует больших нервных затрат. Порою происходят ошибки при игре, начинаются проблемы со здоровьем.
   Аргамаков стремится к плотному объемному звуку, который он запомнил по игре Иды Прести, Марии Луизы Анидо, Пако де Лусии, но некоторые считают такую игру грубой, особенно когда звук усиливается микрофоном. Аргамаков экспериментирует с техникой звукоизвлечения, его собствен­ные ногти слишком слабые — они ломаются, он использует накладные, но через некоторое время отказывается от них — звук не тот. Гитаристов использующих слабое ногтевое звукоизвлечение с минимумом усилий он презрительно называет «щелкоперами». Звук должен быть настоящим, живым, сочным, так чтоб не стыдно было выступить и без микрофона. На одном из концертов такая возмож­ность предоставляется — прямо во время выступления пропадает электричество, гаснут софиты, микрофон отключается. По залу проносится ропот: «Что все?!». «Спокойно дамы и господа концерт продолжается!», — отодвинув в сторону микрофон Аргамаков доигрывает концерт до конца. Юрия Аргамакова приглашают на работу в Чехословакию, однако ему не дают разрешения на выезд за границу; позже в Ленинград, но по семейным обстоятельствам он вынужден отклонить это заманчивое предложение.
   Основной репертуар Аргамакова классика и русская музыка. Но русская музыка — это семи­струнная гитара (выбор Сергея Орехова, которым так восхищался всегда Юрий Александрович). Однажды на одном из концертов Аргамаков увидел двугрифную венскую гитару с добавочными басами, его глаза загорелись — вот оно, то, что надо! Возможность играть классический репертуар шестиструнки и обработки Сихры, Высотского, да и самого Орехова для семиструнной гитары. С этого момента и до конца жизни Аргамаков остался предан двугрифной гитаре.
   Надо заметить что гитара относится к семейству лютневых инструментов и в своем развитии прошла длинный и сложный путь. Каких только инструментов не придумывали люди! Экспери­ментировали и с формой корпуса, и с мензурой, и с количеством струн, и с удвоением грифа (как на теорбе). Так великолепный испанский гитарист XX века Нарсисо Йепес играл на гитаре с десятью струнами на одном грифе. Та гитара которая запала в душу Аргамакову имела непосредственное происхождение в XIX веке. Русский дворянин и гитарист-энтузиаст Николай Копия с гитары И. Шерцера, принадлежавшая Ю. Аргамакову.Петрович Макаров, игравший на европейской шестиструнке, делая переложения классических произведений для этого инструмента, захотел расширить его гармонические и тональные возможности. Он заказал известному венскому мастеру Иоганну Шерцеру не­сколько необычных инструментов с добавочным грифом и стру­нами. Мастер разработал конструкцию и сделал инструменты (так называемые венские гитары). На добавочном грифе таких гитар располагались басовые струны от двух до шести, что существенно обогащало гармонию, но усложняло технику иг­ры. Широкого распространения такие гитары не получили, хотя к концу XIX века появились даже несколько объединений любителей подобных гитар. Очень пришлись эти гитары по вку­су цыганам (их можно увидеть допустим в фильме «Табор уходит в небо»), и именно у цыгана Юрий Аргамаков купил свою первую двугрифную гитару. Позже он не пожалел време­ни и денег, нашел и приобрел подлинную гитару Шерцера XIX века, на которой играл Макаров (именно она изображена на обложке пластинки). Эту гитару реставрировал кисловодский мастер Вячеслав Автономович Терский, который позже станет известен именно как единственный в своем роде мастер вен­ских гитар. Инструмент сопровождает Аргамакова на многих концертах. Видимо опасаясь за его сохранность и предчув­ствуя, что рано или поздно с ним придется расстаться (анти­кварная гитара стоит приличных денег), Аргамаков заказывает гитарному мастеру Владимиру Бяхову сделать точную копию инструмента и тот выполняет заказ, но по просьбе самого Аргамакова сокращает количество добавочных струн с четы­рех до двух (басы соль и ре) — всего таким образом струн восемь. Позже в результате несчастного случая на этом ин­струменте треснет верхняя дека. Вдохнет новую жизнь в инструмент и заменит деку другой мастер и хороший друг Аргамакова — Николай Андронович Родионов. По словам Юрия Александровича, после замены деки гитара стала звучать лучше (сейчас этот прототип гитары Шерцера находится у меня дома и я ее использую для домашних занятий).
   

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru