МАЛЮКОВ, Анатолий (Anatole Malukoff), род. в 1920, Харьков,
Украина, – ум. в нач. 1960-х гг. в США, – американский гитарист российского
происхождения. Заниматься игрой на гитаре начал в
возрасте 8 лет под руководством отца, известного мастера струнных
инструментов (вероятно, Г. А. Малюкова, лауреата I Всесоюзного конкурса
музыкальных мастеров, мастерских и предприятий по изготовлению балалаек и
домр, прошедшего в Москве в 1938 году). Год спустя на него обратил внимание один из ведущих
харьковских гитаристов 20-30-х годов ХХ в. Г. В. Инсаров (псевд. –
Черножуков, 1886-1943), продолживший занятия с ним гитарой. Благодаря
поддержке и участию со стороны своего учителя, А. Малюков вскоре начал
выступать публично как сольно, так и в составе различных народных оркестров.
Классическое музыкальное образование получил в Харьковской консерватории
(позднее – Музыкально-драматический институт, в настоящее время –
Харьковский государственный университет искусств им. И. П. Котляревского).

Анатолий Малюков – участник Всесоюзного смотра исполнителей
на народных инструментах, Москва, 1939 год. Принимал участие в
Первом Всесоюзном смотре исполнителей на народных
инструментах, состоявшемся в 1939 году в Москве, где играл на 7-струнной
гитаре с добавочными басами. П. С. Агафошин, характеризуя в своих
"Воспоминаниях" наиболее удачные выступления участников этого конкурса,
среди прочих отметил и игру Анатолия Малюкова: "Малюков, несомненно,
способный молодой человек и имел данные пройти на третий тур. Свою
программу, состоявшую из трудных пьес, – "Фуги" Баха, "Вальса-Фантазии"
Глинки, "Романса" (ор. 5) Чайковского исполнил без шероховатостей и
уверенно. Тем не менее, ему не достало голосов "за". Я внимательно
вслушивался в его игру: в ней все было бы благозвучно, если бы не мешали
добавочные басы. Они своим углом не только мешали, но буквально портили
впечатление. ...Полагаю, что этот недостаток и явился причиною недопущения
Малюкова на третий тур".

Анатолий МАЛЮКОВ В конце 1940-х годов с успехом
концертировал в Западной Германии, выступал по радио Мюнхена, Штутгарта,
Франкфурта, играл в престижных концертных залах страны1. В 1950 году переехал
в США, где продолжил свою исполнительскую деятельность, выступая с
концертами, а также по радио и телевидению. Принимал также участие в
концертах, организованных Нью-Йоркским обществом классической гитары (New
York Society of the Classic Guitar), по специальному приглашению его
президента Владмира Бобри.

Первая пластинка Анатолия Малюкова в серии "Гитарные шедевры":
Guitar Masterpieces Vol. 1: Nicolo Paganini, 29 Original Guitar Compositions
played by Anatole Malukoff. (SMC-1019) Записал в США две
грампластинки в серии "Гитарные шедевры" (Guitar Masterpieces): "Никколо
Паганини: 29 оригинальных гитарных композиций" [Guitar Masterpieces Vol. 1:
Nicolo Paganini, 29 Original Guitar Compositions played by Anatole Malukoff.
(SMC-1019)] и "Маттео Каркасси: Опус 60, 25 мелодичных этюдов для гитары"
[Guitar Masterpieces Vol. 2: Matteo Carcassi, Op. 60, Twenty-five Melodious
Studies For Guitar played by Anatole Malukoff. (SMC-1120)]. В обзоре
дискографии разных лет произведений Н. Паганини, опубликованном в 1982 году
Дж. Уорреном в журнале "Гитара и лютня" (Guitar & lute, Galliard
Press, 1982), дана очень высокая оценка записям А. Малюкова и выражено
сожаление, что музыкант "умер в трагически молодом возрасте",
вскоре после записи этих двух пластинок ["Russian immigrant Anatole Malukoff
...died tragically young, not long after making SMC-1019 ("Niccolo Paganini:
29 Original Compositions") and SMC-1020"]. Кроме того в
исполнении Анатолия Малюкова имеются записи "Воспоминания об Альгамбре" Ф.
Тарреги, "Вариации на тему Моцарта" Ф. Сора и одной из прелюдий М. Джулиани.
В 1953 году записал как аккомпаниатор пластинку "Русские народные песни" с
одним из самых популярных израильских певцов 50-х годов Хиллелем Равэ
(Russian Folk Songs: Hillel Raveh with Anatoly Malukoff (guitar). Elektra EKL
20 (Mono) – Matrix JH 524 A/B. 1953) .

Анатолий МАЛЮКОВ и его вторая пластинка из
серии "Гитарные шедевры":
Guitar Masterpieces Vol. 2: Matteo Carcassi, Op. 60, Twenty-five Melodious
Studies For Guitar. (SMC-1120)
В 1961 году А. Малюков выпустил в Музыкальном издательстве Циммермана во
Франкфурте-на-Майне (Германия) сборник своих обработок "15 знаменитых русских
песен и романсов: для пения и гитары" (15 berühmte
russische Lieder und Romanzen: fur Gesang und Gitarre / bearb. von Anatoly
Malukoff. – Frankfurt/M : Zimmermann, 1961) с нотами и параллельными текстами
слов на русском и немецком языках.
1 Обстоятельства, в силу которых А. Малюков
после окончания войны оказался в западной Германии, нам неизвестны. |