ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

БОРИС ПЕТРОВИЧ
ОКУНЕВ

гитарист, педагог
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

ОКУНЕВ, Борис Петрович, род. 2 июля 1946, г. Пушкино, Московская обл., - ум. 1996, Москва) – русский советский гитарист. Окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (1967). С 1970 года – солист Москонцерта. Участник дуэта совместно с домристом В. Яковлевым. Автор оригинальных сочинений для семиструнной гитары, а также ряда переложений. В репертуар входили произведения П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича в переложении для гитары, а также сочинения В. В. Андреева, А. О. Сихры, М. Т. Высоцкого и др. Первый исполнитель сонаты для гитары Н. В. Нариманидзе (посвящена Б. П. Окуневу). Лауреат Республиканского конкурса исполнителей на народных инструментах (1972, Москва), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1973, Москва).

Гитарист Борис Окунев (1946-1996)

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

Гитарист Борис Петрович Окунев


Сергей СЕВОСТЬЯНОВ
Елена НОСКОВА


   Семиструнная гитара — любимый мой инструмент, инструмент подлинно русский. И возник он на почве русской музыки. Для семиструнной гитары написано множество замечательных вариаций на русские народные песни А. Сихрою, М. Высотским и другими. Ее строй приспособлен для аккомпанемента, очень удобен для соче­тания аккордов, которые наиболее характерны для русских песен и романсов. Поэтому, мне кажется, семиструнная гитара глубоко национальна.

Борис Окунев.
 

   Борис Петрович Окунев родился 2 июля 1946 года в небольшом подмосковном городе Пушкино. Музыкой начал увлекаться в детстве: у его дяди была богатая коллекция народных инструментов, и каждый член семьи играл на одном из них. Получался настоящий оркестр; в доме часто звучали народные песни, романсы. Здесь-то впервые и обратили внимание на одаренность мальчика. Поощряя его интерес и тягу к музыке, дядя подарил Борису гитару. В одиннадцать лет он начал заниматься в музыкальной школе г. Бабушкина у педагога Евдокии Михайловны Грачёвой (1918-1999), ученицы известного гитариста-семиструнника Михаила Федоровича Иванова.
   В 1963 году Борис поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных в Москве в класс семиструнной гитары гитариста и педагога Льва Александровича Менро. Его однокурсница по училищу Елена Николаевна Носкова об этом периоде вспоминает: "3 июня 1963 года мы четверо, в том числе и Боря Окунев, были зачислены на I курс Гнесинского училища. Нам с ним было тогда по 17 лет. В сентябре месяце, когда началась учеба, все, включая и меня, не могли не обратить внимание на белобрысого юношу. Сразу бросалась в глаза его совершенно сумасшедшая любовь к гитаре. Он был настолько фанатом этого инструмента, что, глядя на него, порой казалось, что он вообще никого и ничего не видит и не слышит кроме своей любимой гитары. Гитару он взял с нуля, занимался ею по 14 часов в сутки и добился невероятной техники и поступления в училище. Не все предметы, в частности, сольфеджио, давались ему легко; у него всегда было невероятно красное и воспаленное лицо, вероятно, от усталости из-за многочасовых занятий на гитаре. Только теперь я понимаю, что он был одержим идеей стать прекрасным гитаристом. Как-то раз он сказал мне: "Лена, ты еще услышишь обо мне". К сожалению, у нас на курсе его недолюбливали и иногда втихаря посмеивались над ним. Не хочу ставить это себе в заслугу, но я всегда его поддерживала. Со своей гитарой он никогда не расставался, играл в коридорах и где придется. Часто, наряду с остальными студентами, выступал на концертах. Его игрой не восхищались, больше принимали игру Сергея Орехова и Бориса Хлоповского. Через 4 года, в 1967 году, мы окончили училище и разъехались по разным городам, после чего я потеряла его след. Взрослым, добившимся уже своей цели и успеха, я его не знала. Занимался он, видимо, как все талантливые люди, только одним предметом — любимой семиструнной гитарой. Остальные вещи для него, похоже, мало существовали".
   Еще будучи студентом 2-го курса Борис Окунев написал сонату для семиструнной гитары, которая вскоре была опубликована. Позже им была написана еще одна соната, ряд фантазий на темы народных песен, сделано множество обработок романсов и переложений для семиструнной гитары классических произведений.
   После окончания училища Б. П. Окунев стал работать педагогом в детской музыкальной школе, вел кружок гитаристов в клубе "Красный текстильщик". В 1970 году он поступил в Москонцерт и начал выступать в концертных залах. Незадолго до этого появилась и первая сольная грампластинка Бориса Окунева, на выход которой отозвался популярный советский журнал "Музыкальная жизнь": Самусь Н. Звучит семиструнная гитара. [К выпуску грампластинки с записью игры гитариста Б. Окунева]. — "Муз. жизнь", 1970, No 14, с. 16-17. Народный артист РСФСР, дирижер и композитор В. В. Хватов в своем письме от 9 марта 1970 года под впечатлением от прослушивания этой пластинки написал исполнителю: "Семиструнная гитара в Ваших руках заявила о своем достойном месте в семье народного музыкального инструментария. Можно сказать, что Вы положили надежное начало признанию широкими кругами слушателей той истины, что семиструнная гитара — прекрасный инструмент с огромными возможностями, и доказали, что талантливые музыканты-гитаристы достойны открытой концертной деятельности" (Хватов В. В. Воспоминания, статьи, письма. "Сов. композитор", 1985, стр. 155).

1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru