ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ИВАН ИВАНОВИЧ
РОМ-ЛЕБЕДЕВ

гитарист, писатель,
драматург и актер
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ


В 1929 году И. И. Ром-Лебедев вместе с другими цыганскими писателями – А. В. Германо (1893-1954), Н. А. Панковым (1895-1959) и Г. П. Лебедевым (1900-1969) – вошел в цыганскую литературную группу "Романо Лав" (Цыганское слово) при литобъединении "Кузница", а в следующем 1930 году – во вновь созданную цыганскую секцию МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей). Литературную деятельность начинал как прозаик, став автором одного из  первых произведений цыганской прозы, – рассказа "Романо Бэнг" (Цыганский черт), опубликованного в первом цыганском журнале "Романы зоря" (Цыганская заря), и повествующего о том, как цыганская гадалка морочит с помощью подручного богатую русскую, другой характерный рассказ – "Бахт" (Счастье; 1938) – о печальной судьбе цыгана, погибшего во время попытки увода коней. Уже после смерти И. И. Ром-Лебедева вышел сборник поздних, написанных им по-русски, рассказов "Таборная цыганка" (М.: Олимп, 1992).

Ром-Лебедев в юности    Ром-Лебедев и Ляля Чёрная

И. Ром-Лебедев в юности

Ром-Лебедев и Ляля Чёрная
в спектакле "Дочь шатров"

И. Ром-Лебедев в пьесе А. Н. Афиногенова "Все о тебе" (1941)

И. Ром-Лебедев в роли Якова в первой постановке пьесы
А. Н. Афиногенова "Все о тебе" (1941)

Был одним из инициаторов, организаторов и ведущих актеров знаменитого цыганского театра "Ромэн" (1931, первоначальное название – "Индо-ромэнский (цыганский) театр-студия" при Главискусстве Наркомпроса РСФСР, ныне Московский музыкально-драматический ордена Дружбы народов цыганский театр "Ромэн"). Среди основателей театра были также А. А. Андреев, А. В. Германо, Г. П. Лебедев, Ляля Черная (Н. С. Киселева), М. И. Гольдблат, С. М. Бугачевский и др. С созданием театра стал одним из его основных авторов, первые годы писал по-цыгански. В основу сюжета одной из самых ранних пьес "Кхам дрэ блата" (Солнце в болоте, 1931) положена история о том, как "полевые" цыгане, преодолевая трудности и собственные предрассудки, находят путь к новой жизни и присоединяются к уже существующему цыганскому колхозу. Ценность пьесе придает необычайно живой разговорный язык персонажей (реплики русских героев, а также цыган, но обращенные к русским, передаются по-русски). С конца 30-х гг. в связи с переориентацией театра "Ромэн" с цыганского языка на русский начал писать пьесы по-русски (часть из них была опубликована в 1983 году: Ром-Лебедев И. И. Ехали цыгане. М.,1983). Драматические произведения И. И. Ром-Лебедева представляют собой картины из жизни цыган в разные исторические эпохи и в разных странах. За время своей работы в театре "Ромэн" написал более 30 пьес, в том числе: "Солнце в болоте" (1931), "Табор в степи" (1934), "Дочь степей" (1935), "Свадьба в таборе" (1935, новый вариант 1945 – "Невеста из табора"), "Песня об Урсаре" (1940), "Гайдуки" (1944),  "Героическая поэма" (1948), "Цыганы" (1949), "Дочь шатров" (1950), "Эсмеральда" (1951), "Плясунья" (1954), "Кабачок Макрель" (1957), "Кармен из Трианы" (1961), "У дороги" (1965), "Мы – цыгане" (1976), "Птицам нужно небо" (1985) и др. Некоторые из этих пьес остаются в репертуаре театра уже много лет.

Московский цыганский хор под руководством Ивана Григорьевича Лебедева

Московский цыганский хор, руководителем которого был Иван Григорьевич Лебедев, отец И. И. Ром-Лебедева
(Из архива А. Титова)

Иван Григорьевич Лебедев и его хор (1910)

Хор ресторана "Стрельна" в 1910 году, во время гастролей в Киеве.
На снимке слева – дирижёр хора Иван Григорьевич Лебедев.

1 2 3

Рейтинг@Mail.ru