ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ
САВЕЛЬЕВ

гитарный общественный деятель
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

САВЕЛЬЕВ, Анатолий Иванович, 1912-1986, Москва, — русский советский гитарный общественный деятель. Музыкант-любитель (скрипач), большой энтузиаст гитары, знаток гитарной литературы. Один из организаторов, постоянный член бюро с момента основания и председатель секции гитары Московского городского отделения Всероссийского хорового общества (1976-1986)*. Находясь во главе секции гитары проводил активную работу по консолидации и взаимной поддержке московских гитаристов и композиторов, пишущих для гитары, привлечению более широкого общественного вни­мания к инструменту (независимо 6-ти или 7-струнному), организации концертов (включая молодых исполнителей), гитарных вечеров, проведению творческих встреч (в том числе с приезжавшими на гастроли в Советский Союз зарубежными исполнителями), лекций, бесед о гитаре и ее истории, о положении гитары в других странах, немало способствовал расширению контактов и налаживанию творческих связей, обмену опытом педагогической и исполнительской деятельности, гитаристов Москвы с гитаристами других регионов России и союзных республик, с зарубежными коллегами.

АЛЬМАНАХ «ГИТАРА-РЕВЮ»1995

 

Анатолий Иванович Савельев
(1912-1986)


Виктор Август (Васильев)
 

Анатолий Иванович Савельев (1912-1986)   Как быстро летит время! Еще совсем недавно мы жили в СССР, сейчас живем в другой стране. Но еще много тех, кто помнит прошедшее и кому не безразличны люди, которые окружали нас тогда и которые вправе были рассчитывать, что их дела вспоминают с теплотой и благодарностью. Один из них — Анатолий Иванович Савельев, в течение одиннадцати лет бессменный Председатель Общества Гитаристов Москвы. За время своего существования Общество переживало периоды подъема и спада, но наиболее плодотворный период связан с именем А. И. Савельева.
   Инженер по специальности, скрипач-любитель, тонко чувствовавший музыку, знаток гитарной литературы и ее специфики, начитанный, он обладал тонким чувством юмора, которое не раз выручало его в то непростое время. Кроме того, начитанность, гибкий ум, дипломатичность, бескорыстие. Это не пустые слова. Гитаристы народ сложный, с разным культурным и образовательным уровнем, с разными амбициями, часто не умеющие и не желающие общаться с теми, кто не разделяет их точку зрения. Уговорить их принять участие в каком-нибудь мероприятии подчас бывает очень трудно. Бесконечные уговоры, доводы — и вот, казалось бы, все налажено — вдруг в последний момент какой-нибудь именитый гитарист отказывается принять участие в концерте потому, что на нем будет присутствовать человек, которому он не симпатизирует.
   Сколько надо терпения, такта, дипломатии, чтобы убедить человека, что общие интересы должны возобладать над личными. Это только одна деталь. Нужно еще найти помещение, уговорить администрацию, согласовать время, позвонить нужным людям, чтобы они обзвонили членов Общества о предстоящем концерте, и все время учитывать, что кто-то может подвести в последний момент. Общаясь с ним часто, я всегда поражался его оптимизмом и верой в людей. Зная недостатки многих гитаристов, он умел для каждого находить нужные слова и доводы, чтобы человек поверил, что он нужен, необходим в проводимом мероприятии. И здесь, конечно, юмор помогал ему в этом трудном деле — общении с людьми.
   Однажды Савельев пригласил меня и нескольких гитаристов в Министерство Культуры РСФСР на прием к заместителю министра. Тема разговора была такая: в одном здании пустовала комната в подвале, 18-20 кв. метров. Анатолий Иванович, пройдя многочисленные инстанции, почти добился, чтобы эту комнату отдали под нужды Общества Гитаристов. Осталось получить разрешение человека, к которому мы пришли на прием. Министерский чиновник, выслушав нас, начал замысловато и многоречиво разглагольствовать на разные темы, основной смысл которых сводился к отказу в нашей просьбе. Тогда Савельев, с присущим ему тактом и некоторой долей юмора, по памяти начал «сыпать» на чиновника его же цитатами, сказанными в разное время: «А помните, выступая в таком-то году, там-то и там-то, в такое-то время, Вы сказали то-то и то-то?» «А совсем недавно, — продолжал Савельев, — такого-то числа Вы сказали следующее...» Мы получили разрешение. Правда, комнату нам не дали, но по другой причине.
   Особенно Анатолий Иванович поразил меня другим моментом. Часто бывая у него в гостях, я однажды взял со стола бобину бумаги. Она была вся исписана мелким почерком. На этой бобине было записано все, что Савельев проделал за день: с кем встречался, о чем говорил, куда надо позвонить и т. д. и т. п. Такую самоотдачу, неиссякаемую энергию я мало у кого встречал. Эти качества он проявлял в течение одиннадцати лет, устраивая концерты, встречи с зарубежными коллегами, диспуты, объединяя гитаристов с разными «точками зрения». Если же подводить итог деятельности Савельева и его многочисленных помощников, можно перечислить следующее:
   — радиопередачи о гитаре стали разнообразнее и многочисленнее;
   — телевидение стало чаще уделять внимание классической гитаре;
   — то же относится и к печати;
   — впервые в Москве открылся класс гитары в ВУЗе им. Гнесиных;
   — впервые нашим гитаристам разрешили принимать участие в международных

гитарных фестивалях (Венгрия);

   — впервые наши гитаристы стали гастролировать за границей;
   — впервые же наши гитаристы получили разрешение участвовать в международных конкурсах.

   За одно это низкий ему поклон, и мы всегда будем вспоминать Савельева с благодарностью. Была у него еще одна мечта - иметь в Москве единый центр "Клуб Гитариста". С методистом, с фоно- и нотной библиотекой, чтобы любой гитарист из любого города мог получить нужную ему информацию и методическую помощь. Но преждевременная кончина помешала ему осуществить эту мечту. Я верю, что наступит время, и эту мечту можно будет осуществить. Найдется помещение, найдутся люди, искренне любящие гитару, и самой лучшей памятью о Савельеве будет открытие Клуба Гитаристов им. А. И. Савельева.
 

   P.S. А. И. просил, чтобы я написал пьесу для гитары со скрипкой, учитывая его возможности. Я написал пьесу «Забытый вальс» для гитары, с учетом того, что любой скрипач сможет исполнить тему этого вальса.

Москва, 1995 г.

В статье использована фотография
из личного архива Н. Кошкина.


* Начало оформления секции гитаристов при Хоровом обществе города Москвы Всероссийского хорового об­щества РСФСР (МГО ВХО) было начато осенью 1975 г. (октябрь-ноябрь). Инициативное ядро по созданию сек­ции гитаристов составляли А. И. Савельев, И. Ф. Поликарпов, А. Я. Ларин, М. П. Ковальский и ряд других наиболее активных гитаристов. На общем собрании московских гитаристов, состоявшемся конце 1975 года в за­ле Музея музыкальной культуры имени Глинки было избрано оргбюро, первым председателем которого стал В. Н. Ермаков. В начале 1976 года он попросил освободить его от руководства секцией и обязанности предсе­дателя были возложены на А. И. Савельева, который оставался на этом посту до конца своей жизни.

Рейтинг@Mail.ru