«ТЮМЕНСКАЯ ПРАВДА», 14 февраля 1991 г.

— КОНЦЕРТЫ —
ИСПАНСКИЙ КОЛОРИТ ГИТАРЫ
В Тюмени по приглашению музея А. М. Афромеева и творческого центра «Лико» дали концерт лауреат международных конкурсов в Гаване и Барселоне Владимир Терво и его педагог, преподаватель
Уральской консерватории Виталий Дерун.
В последние два года концерты гитарной музыки в нашем училище искусств стали традиционными. Трижды тюменцам посчастливилось слушать блестящую игру «семиструнницы» Анастасии Бардиной — первой советской
женщины-гитаристки, ставшей лауреатом международного конкурса. Регулярно из Свердловска со своими учениками приезжает старейший педагог училища и консерватории Виталий Михайлович Дерун. (В фондах Тюменского радио имеются,
кстати, записи этих музыкантов).
На сей раз в концертном зале училища звучала классическая испанская музыка. Вначале В. Дерун изящно исполнил несколько миниатюр «патриарха классической гитары» Франциско Таррега, пьесы которого,
по выражению музыковедов, — «великолепные цветы в огромном саду музыки».
Игра Владимира Терво, особенно удачно исполнившего пьесы И. Альбениса и X. Турины, была полна блеска и сразу наполнила зал ощущением неповторимого южного колорита.
На концерте двух маститых музыкантов слушатели единодушно признали первенство Владимира Терво в плане высочайшего мастерства, тонкой отделки деталей. Виталий Дерун покорил зал своей музыкальностью, умением
добиться цельности образа, философского его осмысления.
Наконец, в завершение концерта, объединив свои творческие капиталы в искусном ансамбле, два мастера исполнили замечательное по красоте произведение Э. Гранадоса «Ориенталь», жемчужину мировой музыкальной
сокровищницы, способную сравниться с лучшими творениями великого И.-С. Баха.
С удивительной быстротой распространяется классическое гитарное искусство в нашей стране, неся с собой неповторимый аромат лаконичных испанских песенно-танцевальных мелодий, органично слитых в порыве
«скорби, страсти и мужества». Не чужда ли «заморская» музыка нам, воспитанным на русских музыкальных традициях?
Наиболее характерными для России чаще всего считаются дошедшие до нас «последние цветы» песенно-романсовой культуры конца XIX — начала XX века. В основе этого лежат лирические, распевные, чаще минорные
интонации. К сожалению, о более ранних этапах истории отечественной музыки известно до крайности мало. Тут мнения историков существенно расходятся. В самом деле, могли ли быть во времена Сергия Радонежского и Дмитрия Донского
в таком обилии (как в XIX веке) заунывные и безрадостные песни типа «Догорай, моя лучина, догорю с тобой и я...» или «Быстры, как волны, дни нашей жизни...». Вряд ли такие «перлы» могли поднять боевой дух защитников Отечества.
Подобно тому, как существует версия об едином происхождении всех языков мира из санскрита, так и в музыкально-исторической науке имеет место быть гипотеза о наличии общего корня различных ветвей
сегодняшних национальных культур...
Как бы то ни было, триумфальное шествие по концертным залам этого гордого таинственного инструмента лишний раз говорит об огромной жизненности общечеловеческих духовных ценностей. К сожалению, подобные
мероприятия на фоне тотального духовного помрачения (вызванного небывалым наступлением «электро-ииструментально-шумовой псевдокультуры») — сегодня своего рода «экологическая ниша».
Но ведь часто бывает, что на фоне кромешной безнадежной тьмы холодного ночного неба вдруг вспыхивает яркая звездочка, и небосклон чудодейственным образом преображается, а тьма уступает место свету...
Для тех, кому не удалось послушать игру музыкантов на концерте, сообщаю: в ближайшее время Тюменское радио будет транслировать записи наиболее удачных выступлений.
М. ЯБЛОКОВ,
общественный директор музея А. М. Афромеева
при Тюменском училище искусств.
|