ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ЛЕВ АЛЕКСЕЕВИЧ
ВОИНОВ

гитарист, педагог, композитор
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

ВОИНОВ, Лев Алексеевич, род. в 1922 г., Екатеринбург (с 1924 по 1991 г. — Свердловск), ум. в 1994, там же. По образованию — инженер-экономист, окончил Уральский политех­нический институт, работал экономистом на Машиностроительном заводе имени М. И. Калинина в г. Свердловске. На гитаре начал заниматься самостоятельно — сначала по школе А. О. Сихры и другим дореволюционным гитарным изданиям, доставшимся от его деда Лунева, бывшего в свое время заочным учеником А. М. Афромеева. По свидетельству свердловских гитаристов-люби­телей, в частности, А. Чингина, Л. А. Воинов в 1940-х гг. играл на семиструнной гитаре практически большую часть наиболее виртуозных произведений корифеев гитары — А. Сихры, М. Высотского и др., причем его игру всегда отличали вырази­тельность, чистота тона и виртуозная техника. Великая Отечест­венная война прервала планы способного музыканта. Демобили­зовавшись из действующей армии, Лев Воинов был вынужден отклонить предложение гитариста Владимира Сазонова поступить в концертную группу в качестве гитариста-солиста, так как в семье он был единственным кормильцем (его отец, Алексей Платонович Воинов, по профессии бухгалтер, в 1930-е годы был репрессирован и не вернулся из ссылки; в 1950-е годы был посмертно реабилитирован).

Будучи студентом института, Л. А. Воинов находился на заработках в одном из лесохозяйств и получил серьезную травму правой руки, в результате чего лишился полностью кисти и части предплечья. Вскоре после выздоровления он изобрел и изготовил приспособление для закрепления кожаного медиатора на руке и возобновил интенсивные занятия, а спустя некоторое время стал готовить большую программу для 6-струнной гитары. Используя нестандартную аппликатуру, гитарист в аккордах для извлечения баса часто использовал активные короткие движения пальцев левой руки, аккордовое же сопровождение преимущественно арпеджировано.

В 1950-х годах Лев Алексеевич, не прерывая работы на заводе им. Калинина, активно работал гитаристом в местном театре драмы (совместно с В. Савиных), в 1959 году в дуэте с гитаристом Ю. Чесноковым озвучивал фильм свердловской киностудии «Во власти золота» (по пьесе Д. Мамина-Сибиряка, композитор — Е. Родыгин), периодически работал педагогом по классу гитары в различных кружках г. Свердловска. В 1970 г. в свердловском Средне-Уральском книжном издательстве вышла брошюра Л. Воинова и В. Деруна «Твой друг, гитара» из серии книг «Будь мужчиной» (переиздана в 1978 г.). На 40 страницах этой книги содержатся краткие сведения об истории гитары, о постановке рук, о требованиях к инструменту для занятий классикой.

Лев Алексеевич Воинов сыграл немалую роль в воспитании кадров профессионалов гитары. В известной степени старейших свердловских педагогов Ю. К. Чеснокова и В. М. Деруна можно считать учениками Л. А. Воинова. Его учеником является также заслуженный артист России А. А. Дольский. В концертах свердловских гитаристов нередко звучали композиции самого Льва Алексеевича Воинова, в частности, Этюд ми-минор (написан на случай внезапного повреждения первой струны и не предусматривает ее использование без какого-либо ущерба для музыки), пьеса «Памяти Ф. Сора», полька «Оборотень» — шуточная пьеска, имеющая нотный текст, который допускает прочтение и в перевернутом виде, не изменяя музыки. Кроме того, известен романс Л. Воинова, написанный автором на собственный текст, — «...Звезды ясные, светите, слаб ваш свет, но вы пошлите другу в чужедальный край привет...»

Л. А. Воинов принимал участие в знаменательной встрече-семинаре гитаристов в г. Тракай (7-26 июля 1976 г., Тракай, Литовская ССР, организатор  — Сигитас Шилинскас), где исполнил «Галоп» Ф. Сора, Вариации на тему песни «Ах ты, матушка, голова болит» в обраб. А. М. Иванова-Крамского, а также одно собственное сочинение. Там же он выступил с очень содержательным и интересным докладом «Гитара в драматическом театре», в котором обосновал несколько ключевых тезисов, в частности, (1) гитарист в драмтеатре — равноправный член театральной труппы, (2) гитарист — помощник актера в исполнении роли, (3) универсальность гитариста в театре, а также прекрасно осветил роль и значение гитариста в оркестре театра, в музыкальном оформлении спектакля, возможности гитариста в роли актера или актера в роли гитариста. Участники встречи-семинара смогли познакомиться не только с музыкальной стороной многогранной личности Л. А. Воинова, но и почувствовать его человеческое обаяние, убедиться в наличии у него огромного запаса остроумия.


ЛИТ.: Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. – Тюмень-Екатеринбург, 1992. – Стлб. 256-259.

Фотография из архива Бориса Владимировича Нособина.
 

Рейтинг@Mail.ru