ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
ЯШНЕВ

гитарист, педагог,
композитор
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

Василий Иванович Яшнев (1879-1962)ЯШНЕВ, Василий Иванович, род. 31 декабря 1879, Петербург, – ум. 20 февраля 1962, Псков, – русский гитарист и педагог, композитор. Сын крестьянина, приехавшего из Архангельской гу­бернии в Петербург на заработки. Уже в дет­ские годы обнаружил незаурядные способности в музыке; сочинял песни, самостоятельно нау­чился играть на мандолине и гитаре, а позже овладел фортепиано. Работал счетоводом в Управлении Балтийской железной дороги. В 1899 году стал посещать музыкальные курсы при Педагогическом институте, где теорию композиции преподавал профессор Петербург­ской консерватории Николай Александрович Соколов. По совету последнего поступил в консерваторию, которую успешно окончил в 1913 году. Учителями его были Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, И. И. Витоль, Н. А. Со­колов. Между 1900 и 1918 гг. написал несколь­ко десятков песен и романсов, печатавшихся в издательствах К. Леопаса и И. И. Юргенсона в С.-Петербурге и у Ю. Г. Циммермана в Москве, многие из которых пользовались успехом и исполнялись на концертах*. После окончания консерватории оставил работу в Управлении железной дороги и всецело посвятил себя композиции. Им были написаны оперы «Тяжёлые времена» и «Урок пения», симфоническая поэ­ма «От пяти до семи вечера», «Драматическая увертюра», ряд фортепианных пьес, романсы и хоры. В 1916 году начал преподавать элементарную теорию сольфеджио и гармонию в Общедоступных музыкальных классах Педагогического музея военно-учебных заведений. Тогда же сотрудничал с Музыкальным историческим обществом, учрежденным в 1910 г. гр. А. Д. Шереметевым, в котором выступал с лекциями-концертами в абонементе «Исторические концерты В. И. Яшнева»**. После революции в течение пяти лет работал в Петрограде в различных учебных заведениях. В 1920 г. уехал в Самару, где вел курс музыки в университете, в 1922 г. вернулся в Петроград, где в том же году стал работать в Академической капелле. В 1925 году выступил инициатором основания кооперативного музыкального издательства «Тритон», в котором вплоть до его закрытия в 1936 г. печатались ноты и другие книги по музыке и музыкальному образованию***, в том числе ноты и «новейшие самоучители» для мандолины и для семиструнной гитары самого В. И. Яшнева.  Увлеченно заниматься шестиструнной гитарой начал в 1926 году под воздействием игры Андреса Сеговии (встречался с ним в 1926, 1927 и 1936 гг.). Консультировался и брал уроки у Петра Ивановича Исакова, а также преподавал теорию музыки на организованных Исаковым курсах гитаристов. С 1930 года преподавал в Третьем ленинградском музыкальном техникуме (с 1 сентября 1930 г. – 2-й музыкальный техникум; после ряда переименований и переподчинений преобразован в 1936 г. в Музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории) и во Дворце пионеров им. А. А. Жданова. Среди его учеников – лауреат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 года Л. Андронов (начинавший в довоенные годы у него обучение), лауреат I Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах в Москве 1939 года В. Белильников, лауреат Первой премии на Ленинградском общегородском конкурсе юных дарований в 1934 году Е. Большаков, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады 1958 года Л. Седлецкая, удостоенные похвальных грамот на смотре-конкурсе 1939 года Б. Павлов и Е. Успенская (Рябоконь). Высокую оценку деятельности Яшнева-педагога дал в 1940 году Б. В. Асафьев: «Считаю деятель­ность Василия Ивановича Яшнева образцовой как в отношении метода, строгой художественной дисциплины, так и по сказавшимся блестящим результатам, обнаружившимся особенно на выступлении учеников В. И. Яшнева на смотре в сентябре 1939 года. Я лично слышал несколько гитаристов из числа его питомцев и должен отметить их высокий музыкальный уровень, вкус и блестящую технику» (Цит. по: Вольман Б. Л. Гитара в России: очерк истории гитарного искусства. Л., Музгиз, 1961. С. 157).

А. Сеговия с В. И. Яшневым и его учениками (Ленинград, 1936)

А. Сеговия с В. И. Яшневым и его учениками
Справа от Сеговии – Виль Белильников, слева – Лилиана Седлецкая.
г. Ленинград, гостиница "Европейская", 1936 г.

Гитаристы - участники I Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах (Москва, октябрь 1939 г.)

В. И. Яшнев среди гитаристов – участников
I Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах (Москва, октябрь 1939 г.)

1-й ряд: Ю. В. Воронцов, В. В. Белильников, Е. Н. Успенская (Рябоконь), А. М. Иванов-Крамской;
2-ряд: А. Малюков, педагоги В. И. Яшнев и Л. В. Девятов;
3-й ряд: Янсон, Б. А. Павлов, К. М. Смага, М. Г. Алексеенко, Н. З. Куранов.


* Среди них, в частности, следующие романсы для пения с фортепиано: «Экспромт» (сл. А. Эшапар), «Тихая звездная ночь» (сл. А. А. Фета), «Замирают последние звуки» (сл. А. Плещеева), «Я не могу идти с тобою рядом» (сл. Д. Ратгауз), «Очи небес голубые безбрежные...» (сл. И. Архангельской), «Пусть небо серое угрю­мо» (сл. графа Зубова), «Это не песни – это намеки» (сл. С. Я. Надсона), «Сибирская колыбельная песня» и «Думу-ль горькую я задумаю» (сл. Омулевского), «Лишь луна волшебница на небо взойдет» (сл. А. Мали­новского), «Тревожной дрожью полон воздух ночи» (сл. Е. Тиктина),  «Лились мои слезы» (сл. И. Гриневской / из Мицкевича) и др.
  В Библиографическом листке «Русской музыкальной газеты» (1916, № 2, стб. 16) мы нашли следующее сообщение о выходе сборника романсов В. Яшнева:

Библиографический листок «Русской музыкальной газеты»
Библиографический листок «Русской музыкальной газеты» (1916 год)

  Василий Яшнев. Ор. 9. Лирические на­строения: 1) Лились мои слезы, 2) Невиди­мый никем, 3) Очи небес голубые.

  Два романса. 1) Пусть небо серое угрю­мо, 2) Русская песня. Изд. И. Юргенсона.

  Первые три романса вполне оправдыва­ют свое название: лирические настроения. Все 3 пьесы проникнуты мягким, подчас мечта­тельным настроением, вполне искрен­ним и правдивым. Из следующих «двух ро­ман­сов» безусловно хорош «Пусть небо се­рое угрюмо», написанный порывисто и от­лично передающий текст. Романсы звучат отлично и для наших певцов несомненно могут быть и интересны и полезны в смыс­ле об­новления репертуара.

Б. Т.

 

** Отзывы на них регулярно появлялись в «Русской музыкальной газете» Ник. Финдейзена. См. здесь

Издательство "Тритон"*** Устав кооператива был утвержден в 1925 году, первоначально в нем участвовали В. И. Яшнев, М. А. Никитина (его жена), Б. В. Асафьев и В. Г. Каратыгин. Нотный магазин издательства находился сперва по адресу Литейный проспект (тогда – пр. Володарского), д. 43, а вскоре переехал на Невский проспект (в 1918-1944 гг. – пр. 25-го Октября), д. 50. Помимо продажи собственных изданий «Тритона» магазин осуще­ствлял комиссионную торговлю нотами. Среди его изданий самоучители и сборники пьес для гармоники-баяна, гитары, мандолины, домры и духовых инструментов, составленные видными ленинградскими педагогами и музыкантами. В 1934 году издательство начало печатать этюды и пьесы Каркасси, Карулли, Джулиани, Тарреги, а также упражнения в аккордах, этюды и аранжировки, сделанные П. И. Исаковым. Издавались песни и романсы классиков, арии из опер, фортепианные пьесы Альбениса, Регера, Шимановского, сочинения современных ленинградских композиторов. В 1928 году журнал «Печать и революция» поместил следующий отзыв на две небольшие работы, вышедшие в издательстве (поскольку сегодня он представляет значитель­ный исторический интерес, приводим его полностью):
 

  В. БЕЛЯЕВ. Пауль Хиндемит. Изд. «Тритон», Л. 1927. Стр. 29. Тир. 2000 зкз. Ц. З0 к.
  Ю. ВАЙНКОП. Игорь Стравинский. Изд. «Тритон». Л. 1927. Стр. 20. Тир. 2000 экз. Ц. 25 к.

  Кооперативное издательство «Тритон», несмотря на большую пассивность музыкального рынка, разверты­вает обширную и притом серийную деятельность. Музыкальным проблемам современности уделяется главное внимание. Одна из серий — «Современные композиторы» очень актуальная и прогрессивная, дает неболь­шие этюды — характеристики композиторов наших дней, известных или только по старым сочинениям, или даже по именам. За биографиями-характеристиками Прокофьева и Казеллы (Игоря Глебова) вышли упомя­нутые в заголовке. В первой брошюро дается не только жизнеописание (с автобиографией), краткий разбор и подробный перечень сочинений одного из интереснейших немецких композиторов Хиндемита (кстати сказать, сына маляра), но серьезно ставится общая проблема «современности» в музыкальном творчестве. Автор правильно утверждает, что у нас часто подменяют художественные критерии сомнительными социоло­гическими и, таким образом, дисквалифицируют наиболее своеобразные достижения передовых компози­торов.
  Вторая брошюра рисует путь развития одного из с бесспорных» вождей европейской музыки — гениального звукоизобретателя Стравинского. В ней хорошо прослежен процесс «самоотрицания» (аналог — Мейерхольд), который характерен для этого композитора и который заставляет ждать от него многих откровений в будущем.

  Антон Углов.

В 1932 году в Ленинграде было открыто отделение Центрального музыкального издательства (Музгиза). По свидетельству Б. Вольмана, посвятившего истории «Тритона» одну из своих статей (Вольман Б. Музыкальное издательство «Тритон», 1925-1935 // Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда / Ред.-сост. Л. Н. Ра­абен, Е. А. Ручьевская, А. Н. Сохор. – Вып. 1. – Л.; М.: Сов. композитор, 1972. – С. 184-189), работа двух издательств, преследующих одни и те же цели, была признана нецелесообразной, и в 1936 году изда­тельство «Тритон» самоликвидировалось, а весь его «капитал» в виде награвированных досок был передан Музгизу. Тем не менее, причины закрытия издательства отнюдь не являются очевидными. В напечатанной за год до этого события заметке М. Друскина (Друскин М. Издательство «Тритон» // Советская музыка.— 1935, № 11.— С. 90-93) сообщалось об имеющихся у «Тритона» обширных издательских планах на будущее. В каталоге Российской государственной библиотеки насчитывается 980 названий книг, изданных «Тритоном». Об издательстве «Тритон» см. также примечание к статье о Б. Л. Вольмане. К сказанному добавим выдержку из воспоминаний одного из членов редколлегии издательства, композитора и музыковеда, заслуженного деятеля искусств РСФСР В. М. Богданова-Березовского:

  «Интенсивную деятельность развернуло и кооперативное издательство «Тритон»; организованное ленин­градскими музыкантами, оно выпустило фортепианный сборник «Северный альманах», включавший произ­ведения Щербачева, Дешевова, Попова, Рязанова, романсы Щербачева на стихи Блока, тютчевский вокаль­ный цикл Шапорина, «Афоризмы» — сюиту для рояла Шостаковича, «Рельсы», «Балладу» и «Медитации» Дешевова (называю, разумеется, лишь часть изданного), сборники статей под заголовком «Новая музыка», «Книгу о Стравинском» Игоря Глебова, собрание статей и рецензий В. Каратыгина.
  «Тритон» находился на бойком месте, почти на самом углу Невского и Садовой, напротив Гостиного двора, и торговал как своимиизданиями (рассылая их также по заявкам по почте), так и старыми нотами и книгами о музыке. Мозг и сердце издательства — дирекция и редколлегия находились в полуподвальном помещении под магазином. Это была просторная комната, наполовину превращенная в склад: ноты, книги, бумага кипами лежали вдоль стен, а у окна, сквозь которое на уровне глаз виднелся тротуар и ноги прохожих, стоял большой стол, окруженный множеством стульев. Здесь-то и проходили довольно регулярно заседания редколлегии.
  Душой и едва ли не основателем издательства был старый нотник и малоизвестный композитор Василий Иванович Яшнев, деловой, энергичный человек, но лирик в душе, автор нескольких мелодичных, салонного склада романсов. Это он втянул меня в кооператив, как-то услышав в концерте в исполнении Н. Н. Рожде­ственского мой романс «Ландыш» на стихи Игоря Северянина и решив напечатать его. Члены кооператива пользовались преимуществом в публикации своих сочинений, и он счел необходимым ввести меня в товари­щество. Для вступления в кооператив требовалось внести наличными деньгами определенный пай. Зная, что у меня денег нет, Яшнев ловко обошел формальные препятствия — забрав причитающийся мне гонорар в счет паевого взноса, он все-таки добился своего.
  Вскоре я стал членом редколлегии. За большим столом в полуподвальном помещении собирались на засе­дания очень разные люди. Но работали они интенсивно и дружно. <...>
  Культуре и вкусу этих... музыкантов «Тритон» был обязан общим высоким уровнем выпускаемой продук­ции, непоправимым недостатком которой оставались ничтожно маленькие тиражи («Книга о Стравинском» И. Глебова — 3000 экз.!), что превращало каждое издание вскоре же после выхода в свет в библиографи­ческую редкость.
  В работе редколлегии деятельное участие принимали музыковеды Семен Львович Гинзбург, Борис Льво­вич Вольман, Юлиан Яковлевич Вайнкоп, Нестор Николаевич Загорный, скрипач Сергей Николаевич Иванов. Каждый из них вносил в обсуждения много дельных советов, существенных замечаний, нередко предре­шавших характер и направленность редактуры (все они, кстати сказать, работали в издательстве как нот­ные или книжные редакторы), или же подсказывал автору поправки, ориентирующие его на доработку или переработку сочинения. Участие в работе издательства «Тритон» поддерживало меня морально и матери­ально. За короткий срок на рубеже 20 — 30-х годов вышло в свет несколько моих сочинений <...>.
  Инициативная группа «Тритона» была характерным явлением тех лет. Применяемые коллегиальные формы работы воспитывали в музыкантах разных направлений и вкусов потребность согласовывать точки зрения, убеждать друг друга, культивировать навыки общественной ответственности. Это было прямой противопо­ложностью формам административной борьбы, которых придерживались противостоящие друг другу направ­ленческие объединения — Ассоциация современной музыки (АСМ), в недрах которой вызревали вредо­носные бациллы формализма, и особенно Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ) — глаша­тай упрощенчества и вульгарного социологизма, «запрещавший» Чайковского, Рахманинова, ставивший под подозрение Шопена, принижавший значение симфонической музыки»

  Богданов-Березовский В. М. Дороги искусства: (1903-1945). Л., Музыка, 1971. С. 133-135.
 

1 2
Рейтинг@Mail.ru