После окончания консерватории В. И. Яшнев написал две оперы «Тяжелые времена»
и «Урок пения», симфоническую поэму «От пяти до семи вечера», «Драматическую увертюру», несколько пьес, продолжал сочинять романсы [9].
Композиторскую деятельность В. И. Яшнев совмещал с преподавательской работой в Общедоступных музыкальных классах Педагогического музея
военно-учебных заведений, основанного в 1864 г. в Соляном городке (ул. Пантелеймоновская, 2, в Санкт-Петербурге). Это было время Великих реформ
в России. Здесь в 1871 г. открылись народные чтения, а в 1881 г. музыкальные классы, где «обучали хоровому пению слушателей из народа с
тем, чтобы сам народ был исполнителем вокальных пьес на народных чтениях» [10]. Так возник народный хор. Наряду с обучением хоровому пению
через два года стали учить игре на инструментах. И были подготовлены исполнители для концертов, устраиваемых во время народных чтений.
В. И. Яшнев в Музыкальных классах стал работать в 1916 г. В то время их
посещало до 250 человек. Были открыты классы фортепиано, скрипки и альта, виолончели, духовых инструментов, гитары, сольного пения.
Трудились четырнадцать преподавателей, в том числе и В. И. Яшнев, обучавший слушателей элементарной теории сольфеджио и гармонии [11].
Тогда же В. И. Яшнев трудился в «Музыкальном историческом обществе», учрежденном в 1910 г. графом Александром Дмитриевичем Шереметевым
(1859-1931) – музыкальным общественным деятелем, меценатом, дирижером, композитором. Кроме «Исторического общества», еще в XIX в., точнее в
1882 г., А. Д. Шереметев создал симфонический оркестр, в 1884 г. - церковный хор. Этим хором долгое время руководил Александр Андреевич
Архангельский (1846-1924) [12]. К слову сказать, А. А. Архангельский в
1911 г. дирижировал в Пскове первым народным русским певческим праздником, который проходил на плацу Иркутских казарм (сейчас на этом
месте завод АТС) [13]. А. Д. Шереметев в 1900 г. явился учредителем
«Общедоступных симфонических
[9] Псковская правда. 1962. 4 марта.
[10] Музыкальный современник. 1916. № 16. С. 13. [11] Там же. С. 21-22. [12] Архангельский Александр Александрович
(1846-1924) – русский хоровой дирижер, композитор // Риман Г. Музыкальный словарь, М., 1901. С. 1423. [13] Псковский
край в истории России. Псков. 1996. С. 156. |
|
концертов». В 1910-1917 гг. они были бесплатными, сам в них участвовал как дирижер [14].
В «Музыкальном историческом обществе» устраивались бесплатные лекции-концерты по истории музыки. В этом обществе у
В. И. Яшнева был 6-й абонемент, который назывался «Исторические концерты В. И. Яшнева».
В частности, 25 января 1916 г. состоялся концерт этого абонемента, посвященный произведениям молодых авторов: Кобылянского, Успенского,
Шапошникова и Яшнева. Все они – композиторы петроградской школы, кончали консерваторию (последние пять выпусков). В рецензии отмечалось: «Были
прослушаны романсы «самого виновника торжества» – В. И. Яшнева. Романсы в исполнении госпожи Добродеевой
и госпожи Ведерниковой и артиста Императорского театра Каракаша. Спетые романсы «Пусть небо серое угрюмо», сл. графа
Зубова, и другие относятся к наиболее ранним опусам. Три романса под общим названием «Лирические настроения», прекрасно
переданные господином Каракашем, написаны недавно – гармоничны, хороши по форме» [15]. Это было в 1916 г.
После революции В. И. Яшнев продолжал преподавательскую работу, в течение пяти лет трудился в Петрограде в различных учебных заведениях. Из
Петрограда он уехал в 1920 г. в Самару, где вел курс музыки в университете, в 1922 г. вернулся в Петроград и здесь вместе с композиторами
Б. В. Асафьевым и Ю. А. Шапориным создал кооперативное музыкальное издательство «Тритон», в котором печатались ноты, методическая литература [16].
В том же году он стал работать в Академической капелле.
В. И. Яшнев хорошо играл на фортепиано, но с детства любил гитару. Любовь к ней усилилась в период встречи с известным
испанским гитаристом Андресом Торресом Сеговией, состоявшейся в 1926 г. [17]. В. И. Яшнев решил серьезно заняться гитарой. Тогда
же он стал преподавать теорию музыки на курсах гитаристов, руководил которыми гитарист-педагог П. И. Исаков [18].
В. И. Яшнев брал у него уроки игры на гитаре, усва-
[14] Музыкальная энциклопедия. Т. 6. С. 330. [15]
Музыкальный современник. 1916. № 16. С. 13. [16]
Псковская правда. 1962. 4 марта. Асафьев Борис Владимирович (1884-1949)
– музыковед, композитор, педагог, общественный деятель. Шапорин Юрий
Александрович (1887-1966) – композитор, педагог, музыкальный
общественный деятель. [17] Сеговия Андрес Торрес
(1893-1987) – испанский гитарист, педагог. [18] Вольман
Б.Л. Указ. соч. С. 156, 158, 160-161. Исаков Петр Иванович (1886-1958) –
гитарист, педагог. |