Свою исполнительскую деятельность он
вскоре стал сочетать с педагогической, сделав первые шаги на этом
поприще в 1910 году, когда в московском обществе "Музыка и пение",
руководимом Н. А. Черниковым, были организованы классы обучения игре на
шестиструнной гитаре.
Много аккомпанировал на гитаре, часто выступал с премьером московского
Большого театра, популярным исполнителем неаполитанских песен А. П. Боначичем, известным тенором Дмитрием Алексеевичем Смирновым (Серенада из оперы
"Каморра" Э. Эспозито), одним из выдающихся баритонов мира, итальянским
певцом Титта Руффо (1877-1953). Признанием исполнительского искусства Петра
Агафошина явилось приглашение участвовать в опере Массне "Дон Кихот" в
Большом театре в 1916 году, где он аккомпанировал Ф. И. Шаляпину. Играя на шестиструнной
гитаре, Агафошин вначале увлекался пьесами итальянских композиторов, но с 1919
года, познакомившись ближе с пьесами Сора, Агуадо и других испанцев,
большое внимание стал уделять произведениям гитаристов испанской школы.
Андрес Сеговия и П. С. Агафошин
стоят:
В. Д. Климов (гитарный мастер) и гитарист А. Ф. Попов
(Фото из ж-ла "Музыкальная жизнь", №4, 1988 г.)
Приезд в 1926 году с концертами в Москву Андреса Сеговии, его шумный
успех и личное ознакомление с приемами игры прославленного исполнителя сделали
П. С. Агафошина
еще более горячим пропагандистом шестиструнной гитары и творчества гитаристов новой
испанской школы. Агафошин неоднократно встречался с ним, подолгу беседовал, не пропускал ни одного
концерта и репетиции, сопровождал Сеговию на приемах, проходивших в домах
известных советских музыкантов и деятелей культуры: наркома просвещения А. В. Луначарского,
альтиста В. В. Борисовского, художника И. И. Бродского. "После отъезда
Сеговии, – писал Агафошин, – я немедленно перестроился, внес необходимые
коррективы в свою постановку, в приемы игры. К следующему его приезду весной
1927 года мое состояние было более уравновешенным, так как к этому времени я
уже и сам кое-чем овладел. Поэтому мои дальнейшие наблюдения над его игрой
были значительно более продуктивными, я мог сосредоточить их на отдельных
моментах и деталях его исполнения, особенно тех пьес, которые были в
процессе моего изучения". В 1927 году Петр Агафошин снова играл Сеговии: происходило
это в
мастерской художника П. П. Кончаловского. Вспоминая об этой встрече, Кончаловский писал, что Сеговия назвал Агафошина "лучшим
московским гитаристом". В 1928 году П. С. Агафошиным была
издана книга "Новое о гитаре", впервые познакомившая русских
читателей с историей шестиструнной гитары и ее музыкальной литературой на
Западе, с деятельностью Сеговия и произведениями испанских композиторов для
гитары ( Агафошин П. С. Новое о гитаре : (Гитара и ее деятели по новейшим
данным). – М. : Госиздат, Музыкальный сектор, 1928). Помимо книги, он выступил
также со статьями в
поддержку шестиструнной
гитары, помещавшимися в журналах "Колхозный театр", "За пролетарскую
музыку" и др. К сожалению, направив свой авторитет и влияние на
защиту шестиструнной гитары, П. Агафошин не заботился об
одновременном сохранении и развитии в России традиции использования
семиструнной гитары. Напротив, вся история семиструнной гитары представлена
им как нелепый и досадный казус в истории русской культуры, который
необходимо как можно скорее исправить и вернуться к "настоящей гитаре,
коренным образом отличающейся от распространенной у нас", для чего, по
убеждению П. С. Агафошина, "прежде всего, надо отрешиться от семиструнного
строя и перейти на испанский шестиструнный строй, ибо бессмысленно
затрачивать время на изучение 7-струнной гитары, прошлое которой весьма
скромно, настоящее – ничтожно и будущее – бесперспективно" (Агафошин П. С.
Новое о гитаре. Стр. 53-54).
П. С. Агафошин. Новое о гитаре.
М. : Госиздат. Музыкальный сектор, 1928 |