ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

БОРИС
ВЛАДИМИРОВИЧ
АСАФЬЕВ

композитор,
музыковед
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

* * *

Б. Л. Вольман

 

Борис Владимирович Асафьев –
Концерт для гитары и камерного оркестра соль мажор, соч. 1939 г.

Из книги "Гитара в России", Л., 1961, стр. 159-162

 

Летом 1939 года Б. В. Асафьев жил на даче близ Ленинграда, в Луге. Находясь там, он часто бывал у В. И. Яшнева, готовившего своих учеников к предстоящему конкурсу исполнителей на народных инструментах. Наблюдая за игрой гитаристов, вслушиваясь в звучание гитары и консультируясь с Яшневым по поводу технических приёмов игры на шестиструнной гитаре, Асафьев в виде пробы сочинил для этого инструмента эскизно 24 небольших прелюдии. Убедившись путём практической проверки на игре обучавшихся у Яшнева гитаристов в успехе своего опыта, Асафьев приступил к сочинению концерта для гитары с оркестром, клавир которого им был создан в рекордно короткий срок (с 10 по 13 сентября 1939 года). Через некоторое время гитарный концерт был инструментован и весной 1941 года исполнен в одной из передач Ленинградского радио. Концерт исполнялся учеником Яшнева гитаристом В. П. Кузнецовым; оркестром дирижировал Н. С. Рабинович. Вскоре началась Великая Отечественная война и первый исполнитель концерта, вступив в ряды Советской Армии, уже не вернулся к гитарному исполнительству.

Концерт Асафьева для шестиструнной гитары с сопровождением струнного квинтета, кларнета и литавр – первое крупное и значительное по содержанию произведение русского композитора советской эпохи для гитары. В нём Асафьев отказался от обычной для такого рода сочинений трактовки концерта как соревнования солиста с оркестром, в котором неизменно побеждает солист. Поэтому в относительно скромном по составу инструментов сопровождении к концерту ему предоставлена только роль поддержки, и то на несколько приглушённой звучности. Лишь в моментах динамических нарастаний композитор прибегает к умеренному форте. Единственное большое tutti оркестра (27 тактов в третьей части), резко подчёркивающее смену настроения, создаёт впечатление приподнятости, праздничности финала, контрастирующего с предшествовавшей музыкой, особенно со второй частью, идущей вообще без сопровождения.

Трёхчастный концерт G-dur Асафьева – одно из произведений композитора, которое вылилось у него в непринуждённое лирическое высказывание. Оно интересно по замыслу, тематическому материалу, по мастерству претворения этого материала, носящего во второй и третьей частях национальные русские черты. Гармонический язык концерта прост, хотя и не лишён терпкости, особенно во второй части. Темы – благородны и предрасполагают к симфоническому развитию. Однако в этом отношении музыка концерта наиболее уязвима. Преднамеренная затушёванность звучания оркестра ослабила впечатление от динамических подъёмов при развитии тематического материала в разработке первой части концерта. Больше впечатляет контраст частей концерта, динамизм общего развития.

Первая часть начинается двухтактным вступлением оркестра, на фоне которого в партии гитары проходит главная тема. Она напевно-величава, развёртывается далее в ином тональном, ритмическом и красочном освещении. Секвенционными ходами проходит связующая. Напевный, но более подвижной характер, чем главная, носит побочная партия. Каденцию первой части концерта скорее можно назвать размышлением-импровизацией, нежели каденцией в обычно понимаемом смысле. Это – как бы ряд вопросов, сопровождающихся стремительными пассажами, и последующих ответов, но ответов нерешительных, прерываемых паузами-раздумьями. И, наконец, финал первой части, в конце которого начальная тема торжественно звучит в октавах гитары, завершаясь блестящей концовкой.

Вторая часть – гитарное соло (Andante ми минор, 3/4). Начало её – грустная песня, в основе которой попевка, подслушанная композитором в бытовом музицировании, народном исполнении (сходные интонации были вскоре подхвачены И. О. Дунаевским и использованы в получившей широкую известность песне "Каким ты был, таким ты и остался" из кинофильма "Кубанские казаки"). Песня в концерте не заканчивается, а как бы растворяется в мягко звучащих флажолетах. На смену ей врывается увлекающий мелодичностью, прихотливостью мелодического рисунка быстрый вальс. Но вновь звучит печальная песня, завершающаяся одиноко тающей квинтой… Вторая часть концерта – превосходная лирическая картина, напрашивающаяся на программное истолкование.

Третья часть – русская пляска, неторопливая поначалу, с интересным использованием натурального минора (в области русского танца Асафьев на редкость чутко улавливал его характерные черты. Об этом говорят некоторые из ранних его сочинений, например, "Русская пляска", посвящённая М. Н. Кузнецовой [соч. 1911]). На смену плавному минору вступает яркий мажор, и та же тема звучит в фугато оркестра, сопровождаемая чётким ритмическим "притопыванием". Её весело и лихо подхватывает гитара, использованная в данном случае композитором "по-балалаечному". Жизнеутверждающий финал этой части как бы говорит: "Вот, глядите, как это здорово у меня получилось!".

Гитарный концерт Бориса Асафьева – не только удачное погружение композитора в область разнообразных гитарных звучаний. Концерт может рассматриваться как большое достижение современной гитарной литературы. Гитару Асафьев использует главным образом как инструмент полифонический; и наряду с этим – блестящие беглые пассажи во всю широту гитарного диапазона, часто применяющиеся двойные ноты, октавы, флажолеты, причём технические возможности гитары реализуются Асафьевым не в целях украшательства, а направлены на более яркое выявление содержания. Усилия, приложенные исполнителем для преодоления иногда довольно трудных для исполнения мест в смысле пальцовки, выбора нужной струны и т.п., несомненно, будут вознаграждены.

Кроме концерта и уже упоминавшихся несколько ранее созданных 24 прелюдий (автограф их не найден), Асафьевым в 1940 году были сочинены шесть романсов-песен в старинном стиле для шестиструнной гитары соло: 1. Анданте; 2. Памяти Варламова; 3. Адажно; 4. Анданте; 5. Песнь ямщика из оперы "Казначейша" и 6. Эпилог. Гитарные сочинения Асафьева – наиболее интересное из того, что было создано советскими композиторами для гитары в предвоенное время.

Борис Владимирович АСАФЬЕВ
КОНЦЕРТ ДЛЯ ГИТАРЫ С ОРКЕСТРОМ
© "Мелодия", Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1966 г.

Андронов, Лев Филиппович (гитара)
Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра
Ленинградской государственной филармонии, дирижер – Федотов, Виктор Андреевич.

01. Allegro moderato
02. Andante
03. Allegro non troppo

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru