ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АЛЕКСАНДР
СЕРГЕЕВИЧ
ФАМИНЦЫН

музыковед,
композитор
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

А. С. ФаминцынФАМИНЦЫН, Александр Сергеевич, род. 24 октября (5 ноября) 1841, Калуга, – 24 июня (6 июля) 1896, Лигово, под Петербургом, – русский музыковед и композитор. Был при жизни одним из самых известных петербургских историков музыки и музыкальных критиков. Как ученый-музыковед, интересовался историей народной музыки и песенного творчества, проводил исследования по фольклору, народным инструментам. Занимался изучением славянского язычества и его следов в народных песнях, заговорах, заклинаниях и других обрядовых текстах. Автор книг: "Божества древних славян" (1884), "Древняя индокитайская гамма" (1889), "Скоморохи на Руси" (СПб., Тип. Э. Арнгольда, 1889), "Гусли, русский народный музыкальный инструмент" (СПб: Общество любителей древней письменности, 1890), "Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа: Балалайка. – Кобза. – Бандура. – Торбан. – Гитара: Исторический очерк" (СПб., Тип. Э. Арнгольда, 1891). Его обширный труд "Биографический и исторический словарь русских музыкальных деятелей", начатый в 1880-е годы, остался незаконченным. Получил хорошее музыкальное образование, которое завершил в Лейпцигской консерватории (1862-64). Преподавал историю музыки и эстетику в Петербургской консерватории (1865-72). Его лекции оценивают как первый обширный и самостоятельный труд в области истории музыки на русском языке. Был секретарем Главной дирекции петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1870-80), редактором журнала "Музыкальный сезон" (1869-71), сотрудником русских и немецких периодических изданий. Являлся членом этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.

Еще в консерватории начал работу по переводу на русский язык ряда немецких учебников. В 1868-86 гг. вышли в свет его переводы "Учебника гармонии", "Учебника фуги", "Учебника простого и двойного контрапункта", "Элементарной теории музыки (с дополнениями переводчика)" Э. Ф. Рихтера, "Руководства к правильному построению модуляции" Ф. Дрезеке, "Всеобщего учебника музыки" А. Б. Маркса. Большинство переводов Фаминцына неоднократно переиздавалось и после его смерти.

А. С. Фаминцын "Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа"

Первое издание книги А. С. Фаминцына
"Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа.
Балалайка. – Кобза. – Бандура. – Торбан. – Гитара.
Исторический очерк"
СПб: Тип. Э. Арнгольда, 1891 г.

В книге А.С. Фаминцына "Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа" к числу народных инструментов была причислена и гитара, которой посвящена глава 6-я книги, состоявшая из двух разделов: 1) «Гитара в Западной Европе» — в ней кратко говорилось о происхождении инструмента и назывались имена некоторых наиболее видных западных гитаристов и 2) «Гитара в России» — главное внимание здесь уделялось семиструнной гитаре и ее представителям, начиная с Сихры. По оценке А. Я. Ларина, труд Фаминцына представляет собой "достаточно солидное исследование по истории струнных народных музыкальных инструментов. Книга снабжена довольно интересной библиографией и музыкальным приложением... [В главе о гитаре] с научной обоснованностью, исторически объективно фиксируются имена, события, факты, касающиеся этого инструмента. <...> Оценивая в целом книгу А. С. Фаминцына, нельзя не признать, что она — первый опыт научно обоснованной трактовки исторического развития гитары вообще, и в России в частности" (Ларин А., Гитара в России. Обзор литературы. // Альманах библиофила. – М., 1981. – Вып. XI. – С. 147).

В первом разделе довольно подробно рассказывается о происхождении гитары. Приводятся иллюстрации старинных гитарообразных инструментов, анализируются источники происхождения слова «гитара», шаг за шагом прослеживается эволюция ее музыкального строя, упоминаются имена известных в то время гитаристов и рассказывается о том, как инструмент стал шестиструнным. Довольно интересные сведения даны о первом в России руководстве по игре на шестиструнной гитаре — школе Игнатия фон Гельда. Второй раздел книги в основном связан с историей русской семиструнной гитары. В нем высказывается предположение о появлении гитары в России (на основе сведений, приводимых в книге Я. Штелина «Nachrichten von der Musik in Russland», St. Petersburg, 1769). А. Фаминцын считает, что гитара в России появилась в середине XVIII в., так как ее изображение встречается на лубочных картинках того столетия. Одна из таких картинок была приобретена Я. Штелиным в 1766 году. На ней представлены пирующие и между ними — игрок на четырехструнной гитаре. В заключении автор упоминает о прославившемся на всю Россию отечественном гитарном мастере Иване Яковлевиче Краснощекове.

По мнению Б. Л. Вольмана "исследование Фаминцына о русских народных инструментах для своего времени было ценным трудом, не потерявшим некоторого значения даже в наши дни. Однако в части, относившейся к гитаре, там, где дело касалось гитарной литературы, исполнительства и педагогики, сообщенные Фаминцыным сведения носили весьма поверхностный характер". (Вольман Б., Гитара в России: очерк истории гитарного искусства). Тем не менее, после "Истории семиструнной гитары" М. Стаховича, впервые напечатанной в журнале "Москвитянин" в 1854 году, работа А. Фаминцына стала следующей, где гитаре в России было уделено достаточно большое внимание. Очерк А. С. Фаминцына в 1995 году был переиздан в сборнике его сочинений, вышедшем в Санкт-Петербурге в серии  "Славянские древности": Фаминцын А. С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа (Балалайка, кобза, бандура, торбан, гитара) : Ист. очерк с многочисленными рисунками и нотными примерами / В кн.: Фаминцын А. Скоморохи на Руси. – СПб.: Алетейя, 1995. – С. 313-540. – (Славянские древности)

В 1869-70 гг. А.С. Фаминцын резко полемизировал с В. В. Стасовым (1824-1906), идеологом и активный участником творческой жизни "Могучей кучки" (М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), по вопросам народности, национальной характерности и программности, а также относительно оценки творчества отдельных композиторов (в частности, Стасов вел борьбу "за Глинку, против Вагнера", а Фаминцын, наоборот, доказывал, что в России необходимо ставить иностранные оперы, особенно Рихарда Вагнера, поскольку это будет способствовать появлению не подражательного русского оперного искусства). Оскорбленный обвинениями в свой адрес со стороны Стасова Фаминцын даже подал на него в Петербургский окружной суд за клевету (процесс начался в апреле 1870 года: суд счел обвинение в клевете необоснованным, однако усмотрел в статьях Стасова наличие брани в печати и приговорил его к штрафу в 25 рублей и домашнему аресту на 7 дней). Конфликт Фаминцына со Стасовым, по-видимому, стал одной из причин, по которой в советский период его причислили к "реакционерам", осмелившимся выступать против "демократа" и вдохновителя "Могучей кучки" В. В. Стасова, а потому имя А. С. Фаминцына либо вообще не упоминалось во многих отечественных изданиях, посвященных истории фольклористики, либо чаще всего упоминалось в негативном смысле, а его труды оценивались официальной советской наукой (особенно в первый период) крайне однобоко и необъективно.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рейтинг@Mail.ru