ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

FRANCISCO HERRERA
ФРАНСИСКО ЭРРЕРА

гитарист, композитор, музыковед, историк гитары
Испания

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

Гитарист и музыковед ФрансискоЭррера  (Francisco Herrera)ЭРРЕРА ПАУНЕР, Франсиско (Пако*) (Francisco Herrera Pauner), род. 1935, Алькала-де-Чиверт, пров. Кастельон, Испания, — испанский гитарист, композитор, педагог и музыковед, историк гитары. Живет в Женеве, Швейцария. Заниматься гитарой начал в возрасте восьми лет. С 1950 года учился в Музыкальном институ­те им. Сальвадора Хинера (Instituto Musical Giner) в Валенсии у педагога Мигеля Хесуса Переса (Miguel Jesus Perez). В 1959 году выступил с серией сольных концертов в эфире швейцарского го­сударственного радио, организованных Швейцарской радио- и те­левещательной корпорацией «Швейцерише Радио- унд Фернзеге­зельшафт» (Schweizerische Radio-und-Fernsehgesellschaf) в Берне. В 1962 году по предложению Фернана Клоссе (Ferdinand Closset), директора и основателя женевской музыкальной школы «Эколь сосиаль де мюзик» (l’Ecole Sociale de Musique) (в настоящее время Народная консерватория музыки / Conservatoire populaire de musi­que), открыл в этом учебном заведении класс (кафедру) гитары, где преподавал затем в течение многих лет. В 1963 году после вы­ступления в Женеве, на котором присутствовал Андрес Сеговия, получил предложение продолжить у него учебу в Сантьяго-де-Компостелла. В 1964 году прошел курс обучения у Алирио Диаса в Музыкальной академии Киджана в Сиене (Италия), в 1965 году там же — у знаменитой испанской гитаристки, ученицы Ф. Тарреги, Хосефины Робледо Гальего (Josefina Robledo Gallego). В 1967 году продолжил занятия у Нарсисо Йепеса; на протяжении 30 лет поддерживал со своим учителем дружеские отношения вплоть до его смерти в 1997 г. В 1969 году принял участие в Международном музыкальном фестивале в г. Монтрё в Швейцарии (Festival International de Musique de Montreux), где исполнял партию гитары в оркестровой пьесе французского композитора Пьера Булеза «Молот без хозяина» (Le Marteau Sans Maitre), в отечественной музыкальной литературе иногда неверно назы­ваемой «Молоток без мастера», с Оркестром романской Швейцарии (Orchestre de la Suisse Romande) — одним из ведущих симфонических оркестров страны. Непрекращавшаяся педагогическая работа не помешала ему вести активную сольную концертную деятельность, продолжать записываться на радио в Швейцарии и Испании, писать и публиковать собственные пьесы и учебные пособия. Он также становится участником объединения группы музыкантов «Консорциум ричеркар» (Consortium Ricercari), выступавших с публичными концертами музыки эпохи Ренессанса и барокко на истори­ческих (аутентичных) инструментах, где играл на лютне-теорбе. Знакомство со старинной музыкой и инструментами направили его научные интересы на изучение их истории, проведение самостоя­тельных научных исследований в этой области. Печатался в журналах: «Early Music» (Кордова, Ис­пания), «Il Fronimo» (Милан, Италия), «Rencontres Guitares» (Булле, Швейцария), «Гитара-ревю» и «Гитара и мастер» (Москва, Россия), «Mainhardt: butlleti de l'Associacio d'amics de Mainhardt Alcala de Xivert» (Алькала-де-Чиверт, Испания).
 

ФрансискоЭррера  (Francisco Herrera) «Энциклопедия гитары»  на компакт-диске (2001)

Франсиско Эррера и его «Энциклопедия гитары»  на компакт-диске (2001).

В 1980-е годы Ф. Эррера начал работу над большой энциклопедией гитары, первая версия которой — «Энциклопедия гитары» (Enciclopedia de la guitarra) — вышла в 2001 году в электронной версии на CD-диске. В энциклопедию вошло более 3000 биографий исполнителей и композиторов, свыше 2000 фотографий и других иллюстраций, а также статьи по истории и теории инструмента. В 2004 году выпустил второе, переработанное и расширенное, издание. Наряду с электронной версией на CD, энциклопедия начала выходить также в печатном варианте (в 4-х томах). Третье издание появилось в 2006 году, а в 2011 г. к нему дополнительно было выпущено 2 тома дополнений. В числе сотруд­ников, внесших наиболее значительный вклад в создание энциклопедии, отмечаются Мариэль Вебер (Mariel Weber), жена автора, и итальянский музыковед Винченцо Поччи (Vincenzo Pocci).

   Говоря о качественной стороне энциклопедии, необходимо отметить, что в ней имеется несколько десятков очень содержательных и ценных статей, написанных главным образом самим Ф. Эррерой (это несколько крупных биографий, статьи по истории инструментов и об отдельных известных гитарных произведениях), однако в остальной, большей своей части, энциклопедия в информативном отношении выглядит довольно слабо, очень многие статьи «пусты» или поверхностны, содержат множество неточностей и даже грубых ошибок. От трети и более «статей» являются таковыми лишь номинально, поскольку состоят из двух-трех общих фраз с размытым содержанием, которые автору явно не стоило включать в свою энциклопедию из-за отсутствия достаточной информации.

   «Русская» ее часть, хотя и представленна достаточно большим количеством персоналий, за редким исключением (т. е. тех случаев, когда сведения, очевидно, были получены соста­вителем из первых рук) серьезного интереса не представляет. Более того, наличие ошибок, подобных тем, которые можно простить авторам гитарных словарей начала прошлого века (Й. Цут, Д. Прат), сегодня выглядит недопустимым. Между тем, в Энциклопедии имеются, к примеру, такие статьи как LOLIKOFF Andrej (в действительности, Голиков, о котором уже ранее есть статья GOLIKOV Andrej), CZGZPRANONSKY Stanislao (Станислав Щепановский / Stanislaw Szczepanowski, названный к тому же еще и «русским гитаристом и композиторм», что вряд ли понравится полякам, даже если источником информации и указан Словарь Пра­та), DMITRIEVSKI Kusenov (вместо Кушенов-Дмитревский Дмитрий Федорович), DUBROVIN Svenigorod, Siglo XIX (вероятно, имелся ввиду представитель династии шиховских мастеров Дубровиных, а это близ Звенигорода — Звенигородский уезд в дореволюционной России, один из родоначальников которой, Андреян Максимович Дубровин, учил затем И. Я. Красно­щекова; скорее всего, Максим Емельянович Дубровин, бывший уже учеником И. Я. Крас­нощекова), HELLS Marek (вместо Гелис Марк), Русанов Валерий, вместо Валериан (RUSSANOV Valerij).

   Об Агафошине автор говорит, как об ученике некоего «Амичкова» (Guitarrista y pedagogo ruso, discipulo de Amistschkoff), в статье об Андронове из педагогов называет лишь А. Шалова (A. Salov), хотя консерваторию у последнего Андронов оканчивал (заочно) за три года до смерти в 1977 году, а своему становлению как гитариста обязан В. И. Яшневу и П. И. Исакову, о которых не сказано ни слова.

   Серьезно страдает в энциклопедии и «география» (при том, что автор местами все же де­лает различие между «русским» и «советским», а следовательно должен понимать разницу между Россией и другими странами, входившими ранее в состав СССР): местом рождения В. Данилова указан «Витебск, Россия» вместо Белоруссия (DANILOV Valenty n. 1933 en Witebsk, Rusia), Г. Гагарейшвили — «Тбилиси, Россия», вместо Грузия (GAGAREICHVILI Georgi, n. 1942 en Tbilissi, Rusia), М. Гелиса — «Кременчуг, Россия», вместо Украина (n. 1903 en Krementschug, Rusia), о нем же — «русский гитарист» (Guitarrista ruso), то же у А. Мухина — «Харьков, Россия» (Charkov, Rusia), В. Петренко — «Днепропетровск, Россия» (Dnjepro­petrovsk, Rusia). Русским, а не литовским, назван Юргис Римкявичус, к русским причислен и украинский кобзрь Остап Вересай, к тому же неверно указано, что тот жил и умер в Санкт-Петербурге, тогда как на самом деле Вересай пробыл там совсем недолго, лишь когда вы­ступал с концертами.

   Много в энциклопедии и случайных статей, главным образом, заимствованных у Й. Пов­рожняка; последнее само по себе было бы оправданно, если бы автор хотя бы частично дополнил их актуальной информацией.

"Энциклопедия гитары" Ф. Эррера, т. 1 "Энциклопедия гитары" Ф. Эррера, т. 2

Печатное  издание «Энциклопедии гитары» (тт. I и II, 2-е изд.)
Herrera F. Enciclopedia de la guitarra : biografias, danzas, historia, organología, técnica /
ed. por Mariel Weber y Vincenzo Pocci. – Valencia : Piles, Editorial de Música, 2006.

Наряду с «Энциклопедией гитары» издал в соавторстве с Мариэль Вебер «Словарь танцев» (Herrera F., Weber M., Dictionnaire de la danse. Valence, Piles, 1995). Как композитор, Ф. Эррера является автор около 100 пьес для гитары, главным образом дидактического характера, рассматривавшихся им в ка­честве учебного материала для начального и последующих этапов обучения игре на гитаре.

В 1977 году и позже входил в состав жюри Международного гитарного конкурса им. Фр. Тарреги в Беникассим (Certamen Internacional de Guitarra «Francesco Tаrrega», Benicаssim), Испания. В 1980 г. являлся председателем жюри Национального гитарного конкурса (Concours National De Guitare) в швейцарском городе Лозанна.

В 2005 году на 10-й Международной гитарной конференции (10 th International Guitar Convention), состоявшейся по окончании 38-го Международного конкурса классической гитары имени Микеле Питталуги в Алессандрии, Италия, был удостоен премии «Золотая гитара» (Chitarra d'Oro) в номи­нации «музыковедческие исследования».


* Пако — уменьшительное от Франсиско, употребляется как сокращенное имя.

Рейтинг@Mail.ru