ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АЛЕКСАНДР
ЯКОВЛЕВИЧ
ЛАРИН

музыковед,
историк гитары
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

Александр Яковлевич Ларин (1907-1987)ЛАРИН, Александр Яковлевич, род. 20 сентября 1907, Москва, – ум. 25 февраля 1987, там же, — российский гитарист-любитель, ис­торик гитары, педагог, общественный гитарный деятель. Ученик гита­риста В. Г. Успенского (1879-1934) по 6-струнной и В. М. Кузнецова (1887-1953) по 7-струнной гитаре. По основной профессии химик; окончил химический факультет Московского государственного уни­верситета. Кандидат химических наук (1947). С 1934 года работал в АН СССР, с 1948 г. – старший научный сотрудник Института нефти АН СССР, являлся одним из ведущих специалистов в области технологии добычи и переработки нефти, производства топлива специального на­значения, синтеза моющих средств и пр.  Автор биографий гитарис­тов в биографическом словаре "Русские музыкальные деятели" (1947, не издан) и статьи "гитара" в Большой советской энциклопедии (2-е изд., 1952). В 1937 году, в период особенных гонений на 7-струнную гитару, опубликовал заметку в газете "Известия" и статью в газете "Музыка" (Ларин А. Замечательный русский гитарист М. Высотский // Газета "Музыка", 1937, № 32), посвященные столетию со дня смерти русского гитариста-семиструнника М. Т. Высотского. Во многом именно благодаря усилиям А. Я. Ла­рина семиструнная гитара смогла после нескольких лет изгнания вернуться в стены музыкальных учебных заведений: проявленные им настойчивость и упорство привели к тому, что вопросом семиструнной гитары занялся ЦК РСФСР, потребовавший от Комитета по делам искусств РСФСР созвать в 1939 году соответствующее совещание, на котором было приняло решение о включении гитары в число инструментов, изучаемых в музыкальных школах и музучилищах. Владел одним из лучших в России собраний рукописей, книг, нот и других материалов по гитаре. На протяжении многих лет поддерживал тесные дружеские отношения с В. М. Юрьевым, В. С. Сазоновым, В. Ф. Вави­ловым, В. П. Машкевичем, вел обширную переписку с гитаристами из других городов страны (В. М. Мусатовым, М. П. Папченко, А. В. Поповым, Ю. Римкявичусом, И. М. Баланом и др.), рядом зарубежных гитаристов. В конце 1950-х – начале 1960-х годов принимал активное участие в работе Творческого объединения гитаристов при московском Доме народного творчества, созданного весной 1958 года, выступая с лекциями-концертами и предоставляя из своих коллекций нотные и другие материалы для выставок. Входил в состав бюро секции гитаристов при Московском хоровом обществе. Преподавал в гитарных кружках при Госплане СССР, при Центральном статистическом управлении РСФСР, при Мосторгсовнархозе, а затем в течение двадцати лет вел студию гитаристов при профкоме президиума Академии наук СССР. Неоднократно выступал в печати с публикациями по истории гитары и статьями об отдельных гитаристах.  В 1973 году опубликовал статью об А. О. Сихре ("Музыкальная жизнь", 1973, № 5), а в 1981-ом – обстоятельный обзор отечественной литературы о гитаре – "Гитара в России" (Альманах библиофила, вып. XI, М., "Книга", 1981, с. 142-153) . А. Я. Ла­рин был неплохим исполнителем, однако его оценка в официальной советской прессе и литературе того времени, как одного из лучших и наиболее выдающихся гитаристов Советского Союза, по мнению многих современников, была явно завышена и не объективна, куда более реальным и существененным был его вклад в пропаганду и популяризацию гитары в СССР.

Глушнев С. Что вы знаете о гитаре: Рассказывает знаток искусства игры на семиструнной [Беседа с А. Я. Лариным] // Огонёк. – 1983. – № 22. – С. 24.

 
Рейтинг@Mail.ru