ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АЛЕКСАНДР
ЯКОВЛЕВИЧ
ЛАРИН

музыковед,
историк гитары
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

Беседа с А. Я. Лариным. Журнал "Огонёк", 1983, № 22, стр. 24.

Беседа с А. Я. Лариным. Журнал "Огонёк", 1983, № 22.

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ГИТАРЕ

РАССКАЗЫВАЕТ ЗНАТОК ИСКУССТВА ИГРЫ НА СЕМИСТРУННОЙ

ВОЗРОДИТЬ АВТОРИТЕТ
ПОПУЛЯРНОГО ИНСТРУМЕНТА

   — Посмотрите-ка на эти две гитары, — говорит мой собеседник. — Не правда ли, трудно сразу отличить одну от другой? Обе сработаны добротно, с красивыми лакированными кузовами, изящными грифами. А различие между ними существенное. Хотя скрыто оно в одной-единственной «лишней» струне, а значит, и в музыкальном строе инструментов.. Родина вот этой гитары, шестиструнной, с квартовым строем — далекая Испания. Такая гитара уже давно получила широкое распространение во всех странах мира. А эта гитара, младшая ее сестра, — семиструнная, с терцовым строем, — появилась в России. От роду ей не более двух веков. Но глубоко ушла семиструнка своими неповторимыми напевами в русскую народную музыку...
   Знакомство наше с историей русской гитары — главным образом семиструнной — произошло благодаря АЛЕКСАНДРУ ЯКОВЛЕВИЧУ ЛАРИНУ, педагогу, известному знатоку и историографу семи­струнной гитары. Он много лет отдал пропаганде музыки, исполняемой на гитаре. За эти годы собрал уникальную библиотеку нотной и общемузыкальной литературы.
   Удивляет его одаренность. Ведь по профессии А. Я. Ларин химик-исследователь.
   — Давно ли гитара вошла в вашу жизнь?
   — Помню, когда мне было лет шесть-семь, отца часто навещал один писатель. Сынишка его играл на игрушечных гуслях. Пристал я к своему отцу: купи и мне такие же! Купил он поначалу балалайку, и я быстро разучил народные песни «Светит месяц» и «Страдания». После балалайки освоил мандо­лину. Когда ездил с нею к деду на Рязанщину, был «первым парнем на деревне». Выступал с мандоли­ной в самодеятельных концертах, и зрители щедро аплодировали.
   — С гитарой познакомил меня в двадцатые годы москвич по кличке Коля Веселый, по профессии продавец. Как же великолепно он владел инструментом, какие задушевные мелодии наигрывал! Это было не бравурное бренчание, не примитивные аккорды, а тонкая, вдохновенная игра мастера... Однажды я разговорился с Колей. Выяснилось, что ноты он не знает, а записывает понравившиеся ему произведения цифрами, обозначающими лады. Решил и я научиться играть на гитаре, как Коля Веселый. Гитару мне привезли из Петрограда — простенькую, самую дешевую. К этому времени я окончил школу, поступил в университет. Тогда же обучался игре на гитаре у педагога Виктора Георгиевича Успенского... Профессиональным музыкантом я не стал, но свои взаимоотношения с гитарой четко определил: я увлекся изучением ее прошлого... Первые гитары в России появились в шестидесятых годах восемнадцатого столетия. Музыканты-иностранцы устраивали концерты в дворянских усадьбах, в так называемых «машкерадных залах». Художники того времени не преминули изобразить диковинные инструменты на лубочных картинках — преимущественно это были пяти- и шестиструнные гитары. Выдающийся гитарист-композитор конца восемнадцатого — начала девятнадцатого века Андрей Осипович Сихра вначале играл на шестиструнной. Но есть версия, что он, хорошо зная песенно-народную музыку, решил видоизменить строй инструмента и, добавив «лишнюю», седьмую струну, приблизил гитару к исполнению русских народных песен... Новинка пришлась по душе многим музыкантам: она покоряла бархатным тембром своих басов, роскошью легато и глиссандо, певучестью и задушевностью.
   В начале XIX века появились школы игры на семиструнной Игнатия де Гельда (чеха по национальности) и Д. Кушенова-Дмитриевского. Это тоже способствовало исключительной популяр­ности русской гитары: на ней стали играть во всех слоях общества. Среди огромного числа гитаристов прошлого века блистала плеяда выдающихся исполнителей: А. О. Сихра, М. Т. Высотский, С. Н. Аксенов, А. А. Ветров, В. И. Морков...
   — Мне довелось слышать об уникальных способностях Михаила Тимофеевича Высотского...
   — Да, он занимал особое место среди гитаристов своего времени. Он был талантливым композитором, аранжировщиком и импровизатором русских народных песен, обучал искусству импровизационного аккомпанемента русских цыган, особенно знаменитого Илью Соколова, а потом и его помощника и преемника Ивана Васильева. Так семиструнная гитара сделалась и цыганским народным инструментом... Среди учеников Высотского были поэты Аполлон Григорьев, А. Дельвиг и даже Лермонтов, увлекавшийся в студенческие годы гитарой и посвятивший своему учителю стихотворение «Звуки»:

Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.

Всемогущий, что за звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых.

   Расцвет гитары в России продолжался примерно до первой половины XIX столетия. Но постепенно стал ослабевать. Появились элегантные фортепьяно, заменившие старомодные клавесины и клавикорды, возникли новые музыкальные вкусы и веяния. Но главное, пожалуй, о том, что отсутствовал класс гитары в музыкальных учебных заведениях России.
   Энтузиасты решили возродить былую славу русской гитары; в их числе оказался Николай Петро­вич Макаров, составитель фундаментальных словарей (русско-французского, французско-русского и немецко-русского). Это был исключительно энергичный, упорный в достижении цели человек... Пропаганда гитары сделалась его музыкально-артистическим поприщем. Он решил усовершен­ствовать технику игры и составил программу сложнейших упражнений, работая по 10-12, а иногда и по 14 часов ежедневно... Освоив инструмент в совершенстве, Макаров стал ездить за границу с концертами; позже он на личные средства организовал в Брюсселе международный конкурс на лучшее сочинение для гитары, а также на изготовление инструмента. Первую премию получил тогда венский мастер за одиннадцатиструнную гитару (6+5 струн) прекрасного звучания.
   Н. П. Макаров умер в 1890 году глубоким стариком. И хотя «ренессанс гитары» не достиг прежнего размаха, инструмент уже никогда больше не сходил с музыкальных подмостков России.
   — Это относится, видимо, и к другим странам?
   — Безусловно. Многие выдающиеся музыканты мира — в первую очередь знаменитый испанец Андрес Сеговия — своим мастерством прославляли гитару, а в XX веке сделали ее концертным инструментом.
   В конце 20-х годов Сеговия несколько раз приезжал в Советский Союз. Блестящий виртуоз и исполнитель, он покорял слушателей вдохновенной игрой. После его визита число поклонников гитары в нашей стране снова возросло. В тридцатые годы, накануне Великой Отечественной войны, стали стихийно возникать в Москве самодеятельные музыкальные группы поклонников русской гитары... Проходили такие домашние концерты и у меня на квартире, в старинном деревянном одно­этажном доме в Замоскворечье. Собирались мы каждую неделю по вторникам. Играли произведения Сихры, Высотского, а также классиков, даже таких, как Бах, Глинка, Чайковский. Делились радостью своих находок из истории гитарного искусства.
   За годы жизни я составил целый альбом из подобных публикаций. Они свидетельствуют, что семиструнную гитару любили и играли на ней художники В. А. Тропинин, П. А. Федотов, В. Г. Перов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, писатели Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, А. И. Куприн, А. М. Горький, поэты А. А. Фет, Л. А. Мей, Т. Г. Шевченко, А. А. Блок, С. А. Есенин и многие другие выдающиеся деятели культуры.
   Полвека жизни А. Я. Ларин посвятил истории семиструнной гитары. Двадцать с лишним лет он руководил одной из московских студий гитарной игры.
   — А как относятся к этому инструменту в музыкальных учреждениях нашей страны?
   — Гитара преподается почти в каждой музыкальной школе. В Москве класс гитары существует при музыкальном институте имени Гнесиных. Есть класс гитары в Киевской, Новосибирской и Сверд­ловской консерваториях. Но, думаю, этого недостаточно. Люди тянутся к гитаре!.. И надо учиться, чтобы ощутимее почувствовать ее гармонию.
   — Александр Яковлевич, гитара пользуется большой популярностью среди молодежи и у исполнителей эстрады. Но нередко приходится слышать грубую, примитивную игру.
   — К сожалению, это так и есть! Назначение лирического, мелодичного инструмента гитара стала утрачивать именно в последние годы.
   Гитару профанируют те молодые люди, которые, уподобляя сложный инструмент балалайке, грубо бряцают чуть ли не всей кистью руки по всем струнам одновременно. В неумелых руках гитара служит лишь для примитивного аккомпанемента. Многочисленное племя «гитаристов», которые вырывают из нее лишь монотонные, скучные, однообразные аккорды, убивает мелодию и, конечно, песню. Много вреда самому авторитету гитары, любви к гитаре нанесли бесчисленные ансамбли электрогитар. Но ведь здесь гитара ничего общего с этим инструментом — в традиционном его понимании — совсем не имеет. Именно таковы, к примеру, безгитарные, по сути дела, ансамбли «Голубые гитары», «Поющие гитары» и прочие...
   В ансамблях гитара вначале как бы терялась: голос ее почти не был слышен. Когда же все струнные инструменты на эстраде «электрифицировали», гитара зазвучала, но превратилась в мощный «отбиватель» ритма, не более того. Вести мелодию ей не поручали, да и вряд ли это у нее получилось бы...
   Так называемые электрогитары — это своеобразные инструменты, где звук возникает лишь благодаря электронному усилению. Так что струны могут быть натянуты даже и на простую доску. В «супердецибельном» грохоте ВИА гитару можно отличить не столько по звуку, сколько по яркому наряду кузова, который одевают порою в перламутр, жемчуг и другие украшения...
   Мне кажется, что в урагане модных течений гитара должна выстоять, сохранить свою неповторимую индивидуальность, особую прелесть. Этому, безусловно, будет способствовать рост квалифицированных кадров преподавателей, улучшение качества гитары, ее доступность для покупателей, расширение выпуска нотной литературы. И, конечно, настало время создать школу гитарного аккомпанемента. Ведь гитара как раз для этого и сделана хорошими людьми.

С. Глушнев

 
Рейтинг@Mail.ru