Важным делом в жизни В. П. Машкевича стала работа над завершением начатого его учителем второго тома Школы для семиструнной
гитары, включая "Музыкальную палитру гитариста". К сожалению, реализовать
свое начинание в полной мере В. П. Машкевичу не удалось: хотя в рукописи эта работа и была подготовлена им к печати
(1-я редакция была готова уже в 1926 году, а затем сделано еще шесть
расширенных редакций, последняя – в 1965 году), в свет
она так и не вышла – лишь несколько самодельных копий разошлись среди друзей
и близких знакомых (М. Папченко, В. Мусатов и др.). При написании этой
работы Владимир Машкевич руководствовался планом тома, оставленным В.
Русановым, однако помимо использования уже написанного к нему самим
Русановым и материалов, которые тот успел подготовить ко второму тому, В. П.
Машкевич (как он сам пишет в предисловии) также пользовался работами
Фернандо Сора, Генриха Альберта, Эрвина Шварц-Рейфлингена и
Эмилио Пухоля.

Фрагмент автографа Предисловия В. П. Машкевича к планировавшемуся им изданию
Антологии гитарной музыки В. А. Русанова Особого внимания и уважения заслуживает взвешенная и зрелая позиция В. П.
Машкевича в вопросе о преимуществах и недостатках гитар двух разных строев и
их праве на существование и развитие в России. Будучи убежден, что
"семиструнная гитара – инструмент не только прошлого, но и настоящего", он крайне отрицательно
относился к противостоянию сторонников 7-струнной и шестиструнной гитар и
осуждал их враждебное отношение друг к другу; исповедовал принцип, что [1]
"оба строя имеют полное право на существование... и та, и другая – гитары"
(Ю. М. Штокман), [2] разделял взгляд на семиструнную гитару, как на
"инструмент возникший на почве русской музыки, а потому наиболее
национальный и исключительно русский" (А. А. Ветров), считал, [3] что "и та,
и другая имеют своих корифеев и свои шедевры", [4] "невозможное есть и для
того, и для другого строя", [5] "плохих инструментов нет, есть плохие
исполнители". О себе же (одинаково хорошо игравшем как на семиструнной, так
и на шестиструнной гитаре) говорил, что он "просто гитарист, а точнее
человек, занимающийся исследованиями в области истории и техники гитары без
различия ее строя".
В. П. Машкевич все свое свободное
время уделял поиску и систематизации информации о гитаре и ее
истории (ноты, письма, книги и журналы,
газетные статьи и проч. за период с конца
XVIII века до 1970 года), собрав уникальный архив,
содержащий десятки тысяч документов (в
настоящее время они хранятся в Фонде
Машкевича в Государственном центральном
музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки
в Москве и составляют 2285 единиц хранения). В этом архиве имеются, в
частности, многочисленные программы, буклеты концертов разных гитаристов и
афиши на нескольких языках; фотокопии гитарных нот, школ, рукописи нот
неизданных сочинений русских и зарубежных авторов (1929-1961); более десяти
альбомов с портретами гитаристов и мастеров гитар (сотни фотографий XIX-XX
веков); множество репродукций картин, на которых присутствуют изображения
гитар и лютни; труды самого В. П. Машкевича – "Гитарные и лютневые мастера"
(8 томов), "История Ленинградского общества гитаристов", "Гитара в Англии",
"Гитара в Австрии", "Гитара в Германии", "Гитара в Латинской Америке",
"Гитара в США", "Гитара в Японии", "Гитара в России и СССР" и многие другие
материалы. В коллекцию гитарной литературы Машкевича вошла также библиотека
Валериана Алексеевича Русанова, которую он приобрел 28 февраля 1925 года у
сына гитариста: по заключенному между ними договору библиотека
переходила В. П. Машкевичу в неограниченное пользование за 1500 рублей с
рассрочкой платежа на пять лет.
Владимир Машкевич оставил после себя рукопись уникального энциклопедического
словаря, содержащую почти 15 тысяч страниц текста. Вел обширную личную
переписку с зарубежными гитаристами и исследователями гитарного искусства, имел друзей в Вене,
Берлине, Лондоне, Париже, Барселоне, Буэнос-Айресе, Мадриде, Риме, Милане,
Болонье. Ради возможности свободного с ними общения, изучения опыта зарубежных гитарных школ,
основанных на методе Тарреги, дополнительно к немецкому
и французскому, самостоятельно выучил еще и испанский, итальянский и
английский языки. В 1992 году архив Машкевича был дополнен, обработан и
систематизирован
М. С. Яблоковам, который в 1992 году издал на его основе
энциклопедию "Классическая гитара в России и СССР".
Статьи о В. П. Машкевиче размещены в словаре музыкальных критиков и лиц,
писавших о музыке в дореволюционной России и СССР "Кто писал о музыке"
(Бернардт Г. Б., Ямпольский И. М. – М., 1974, Т. 2, с. 193), а также в нескольких зарубежных
журналах (Италия, Голландия), музыкальных
словарях и справочниках, в том числе:
Powrozniak Jozef. Gitarrenlexikon. Berlin: Verlag Neue Musik, 1979.
Russian composers and musicians: A biographical dictionary. Compiled by Alexandria
Vodarsky-Shiraeff. New York: H. W. Wilson, 1940.
Prat Domingo. Diccionario biografico; bibliografico, historico, critico de
guitarras (instrumentos afines) guitarrsitas (profesores, compositores
concertistas, lahudistas, amateurs) guitarreros (luthiers) danzas y cantos;
terminologia. Buenos Aires: Romero y Fernandez, 1934.
Zuth Josef. Handbuch der Laute und Gitarre. Vienna: Verlag der Zeitschrift
fur die Gitarre, 1926.
ЛИТЕРАТУРА:
Машкевич В. П. Автобиография. – В кн.: Классическая гитара в России и СССР (Яблоков М.С. и др.), Тюмень-Екатеринбург, Русская энциклопедия, 1992, ст. 1087-1097.
Проект М. Офи (США) – www.guitarandluteissues.com |