ПОРЕН, Донн Элмер (Donn Elmer Pohren), род. 1929, Миннеаполис, шт.
Миннесота, США, – ум. 5 ноября 2007, Лас-Росас, пригород Мадрида, Испания, –
американский писатель, музыковед, автор работ по искусству фламенко. С фламенко
впервые познакомился в 1947 году во время отдыха в Мехико, где тогда выступала прославленная танцовщица Кармен Амайя.
Покоренный испанским танцем и гитарой, Д.
Порен сразу же загорелся желанием знать об этом искусстве как можно больше.
Для начала он начал брать уроки гитары у проживавших в Мексике выходцев из
Испании. Наблюдая за неподдельной увлеченностью и невероятным интересом
своего американского ученика к фламенко, они вскоре посоветовали ему
побывать на родине этого искусства и
изнутри познакомиться с культурой Испании. Последовав их совету, Донн Э. Порен в 1953
году выехал в Испанию и уже никогда не покидал ее надолго, проведя там все последующие годы своей жизни.
Женившись на испанской танцовщице фламенко Луисе Маравилья (Luisa
Maravilla), ставшей ему надежной спутницей жизни, соратником и другом, часто сопровождал ее в гастрольных поездках
по стране и за рубежом.
Донн Порен со своей женой, танцовщицей фламенко Луисой Маравилья (1960-е
годы).
Фото Николаса Кларка. Из книги "Искусство фламенко", 2005.
Первые годы жизни в новой и незнакомой еще стране были для Д. Порена нелегкими.
Иностранец с не вполне понятными местным жителям намерениями вызывал у них настороженность и
начинающему фламенковеду понадобилось немало времени, чтобы завоевать их доверие
и расположение к себе. Нужда в средствах к существованию заставила
его принять
предложение о работе бухгалтером на американской авиабазе в Мороне, где
он проработал три года (1960-63), посвящая все свободное от службы время
изучению испанской истории и культуры и сбору материалов к своим будущим книгам.
Затем в течение около 10 лет Донн Порен занимался организованным им центром фламенко
близ города Морон-де-ла-Фронтера в Андалусии – "Финка Эспартеро" (Finca
Espartero), а позже перебрался в Мадрид, где основал
свой частный клуб фламенко.
Супруги Порен (нач. 2000-х гг.)
Фото: Thérèse Wassily Saba – http://myflamencodiary.com
Написал произведения, признанные лучшими в англоязычной литературе о
фламенко: "Искусство фламенко" (The Art of flamenco, 1-е изд. – 1962),
"Жизнеописания [артистов] фламенко: История в
биографиях" (Lives and Legends of Flamenco: A biographical history, 1964) и
"Образ жизни" (A Way of Life, 1979; переизд. в 1999 году
американским издательством Болд Страммер [The Bold Strummer Ltd.] и
британским Университет Харфордшир Пресс [University of Hertfortshire Press];
на испан. языке:
Una Forma de Vida,1998). Первая из этих книг вводит читателя в
"философию фламенко" и содержит свод самых необходимых знаний об истории,
"структурных элементах" этой культуры, жанрах и формах фламенко, его
наиболее ярких представителях. Адресовал Д. Порен свою книгу, в первую
очередь, тем, кто живет вне Испании, где, как он пишет в своем предисловии к
первому изданию, об искусстве фламенко имеется весьма смутное (а еще чаще,
совершенно неверное) представление. В "Жизнеописаниях..." собраны сведения о всех
наиболее значительных певцах, танцорах и гитаристах фламенко с XIX века до
современности. Обе книги выдержали несколько переизданий (помимо
английского, выходили также на испанском [1970], французском [1963] и японском
[1988] языках), причем
каждое из последующих изданий своих книг автор дополнял новыми сведениями.
Работы Д. Порена получили высокую оценку не только за рубежом (в первую
очередь, в Великобритании, Германии и США), но и на
родине фламенко, в том числе, от таких выдающихся мастеров испанской
культуры как Андрес Сеговия и Кармен Амайя.
Слева – обложка первого издание книги "Искусство фламенко" (1962),
справа – ее британского издания (Musical New Services Limited, England).
Обложка второго издания книги "Искусство фламенко" (1967)
с более поздней наклейкой, указывающей, что она удостоена Кафедрой
фламенкологии Хереса
Испанской национальной премии фламенко за 1970 год .
Первое издание (1964) книги Д. Порена "Жизнеописания артистов фламенко:
История в биографиях",
слева – суперобложка.
Третьей книгой "трилогии" Д. Порена о фламенко стали его воспоминания о
годах, проведенных им в Андалусии, и о тех людях, с которыми ему довелось
вместе работать или встречаться в период существования его центра фламенко
в Мороне. Основная мысль, вынесенная им из тех лет, когда он большей частью
имел дело с "народным", "традиционным" фламенко состояла в том, что
фламенко больше, чем просто искусство, это "образ жизни", именно так он и
назвал свою книгу.
Донну Э. Порену принадлежит также одна из лучших и наиболее полных биографий выдающегося
испанского гитариста-фламенко
Пако де Лусии, опубликованная им в 1992 году
одновременно на английском и испанском языках: "Пако де Лусия и семья:
Мастер-план" (Paco de Lucia and Family: The Master Plan; испан.: Paco de
Lucia y Familia: El Plan Maestro. 1992).
На снимке слева: Пако де Лусиа и Донн Порен (Мадрид, март 1992 года; фото
Луисы Маравилья),
справа – обложка английского издания книги Д. Порена "Пако де Лусиа и семья"
В 1970 году Пако де Лусиа и Донн Порен были одновременно удостоены
национальных премий фламенко Кафедры фламенкологии Хереса
(Херес-де-ла-Фронтера, Андалусия, Испания): первый – за свое
исполнительское мастерство как гитарист, а второй – за свои работы о
фламенко. На той же церемонии Д. Порену было официально присвоено звание "фламенковеда"
(flamencologist) – профессора в области фламенкологии, т. е. изучения искусства фламенко. Он стал
первым неиспанцем удостоенным такой чести.
В 1972 году Донн
Э. Порен выпустил довольно объемную книгу, посвященную еще одной
стороне культуры испанцев – их виноделию и национальной кухне: "Приключения
вкуса: Вина и народная пища Испании" (Adventures in Taste: The Wines and
Folk Food of Spain, 1972. Вынесенное автором в заголовок книги
английское словосочетание "adventures in taste" весьма сложно перевести на русский язык каким-то одним
компактным словом или выражением, но наиболее близкими ему по смыслу
являются "пробование на вкус", "узнавание" или "дегустация"
новых вин, продуктов и блюд, которых не доводилось отведать раньше).
В этой книге, написанной автором с
большим знанием предмета (не уступающим, пожалуй, его познаниям в фламенко),
он говорит практически обо всем, что пьют и едят испанцы, описывает различия
в кухнях разных регионов страны, сравнивает испанскую кухню с латиноамериканской и
французской, приводит большое количество рецептов и пр., при этом
наибольшее внимание уделяется им виноделию и испанским винам. В разделе "От
А до Я об испанских винах" он проходит от истории виноградарства и виноделия
в Испании до современных технологий и правил его изготовления и употребления.
СОЧИНЕНИЯ: The Art of flamenco (1962, 1967, 1972, 1984, 1990, 2005);
L’Art Flamenco (франц. изд., 1963); El Arte de Flamenco (испан. изд., Moron de la Frontera, Sociedad de Estudios Espanoles, 1970); Lives and Legends of Flamenco: a biographical history (1964, 1988); Adventures in Taste: The Wines and Folk Food of
Spain (1972); A Way of Life (1979, 1999); Una Forma de Vida (Fundación Fernando Villalуn, Colección Morón, 1998); Paco de Lucia and Family: The Master Plan. (1992); Paco de Lucia y Familia: El Plan Maestro (1992). |