ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АРСЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ПОПОВ
 

гитарист, педагог,
историк гитары
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

 

ПОПОВ, Арсений Владимирович (1892-1977), – российский гитарист и педагог, собиратель гитарной литературы. Сыграл заметную роль в развитии гитары в России. Издавал бюллетень "Из блокнота гитариста", служивший ценнейшим источником информации о мировых гитарных событиях. Вел обширную переписку и обмен гитарными материалами с виднейшими гитаристами, руководителями гитарных организаций, клубов и издательств Европы и Америки.

Попов, Арсений Владимирович

Фотография, приложенная А. В. Поповым к письму
американской гитаристке Ваде Олкотт Бикфорд (1885–1980)

Надпись на обороте фотографии:
To M-me Vahdah Olcott Bickford with kindest regards. A. Popoff
Tomsk - Siberia 15/XII - 1955
Not a good picture but it will give you some idea of your friend-guitarist in far-away Siberia. A. P.

(М-м Ваде Олкотт Бикфорд с самыми добрыми пожеланиями. А. Попов.
Томск - Сибирь. 15/XII - 1955
Не очень хорошая фотография, но она позволит Вам составить некоторое
представление о Вашем друге-гитаристе в далекой Сибири. А. П.)

   А. В. Попов родился в 1892 году в порту Корсаковском на Сахалине в семье ссыльных переселенцев. В 1904 году туда пришли японцы, и семья решила переехать на Большую землю. Так они с отцом (мать умерла раньше) попали в Восточную Сибирь и обосновались в Томске. Отец сильно пил и вскоре в 1906 году умер. В 13 лет Арсений стал батраком, но не сломился перед трудностями. В этом ему помогала прирождённая любовь к книгам и стремление к самообразованию. Он начал заниматься игрой на скрипке. До 1911 года батрачил в разных деревнях и самостоятельно изучал различные науки, поступил на курсы маслоделания и стал неплохим специалистом. В 1914 году его призвали в армию, но по состоянию здоровья Арсений был переведён в музыкальную команду. Будучи от природы любознательным и прилежным он хорошо выучил музыкальную грамоту, научился писать ноты, получил хорошие навыки игры в ансамбле. Дальнейшая его жизнь связана с Томском, крупным культурным центром и университетским городом в Сибири, куда Попов переехал после демобилизации. По началу он играет на семиструнной гитаре, позже переходит на шестиструнную. С 1918 года работал в Томске и области в основном по своей специальности "маслоделание", с 1929 года – преподаватель сельхозтехникума, потом преподавал в других учебных заведениях. Помимо самостоятельных занятий гитарой у него в эти годы проявляется большой интерес к изучению иностранных языков. Ещё в 1916 году Арсений Попов увлёкся эсперанто, с начала 20-х годов начинает заниматься английским и немецким языками, в 1928 учится на курсах иностранных языков при Томском университете. Польский, французский и испанский он изучил самостоятельно. В 20-е годы Арсений Попов начал переписку и обмен нотной литературой с гитаристами в Европе и Америке. Можно предположить, что в 20-30-е годы он был одним из самых информированных людей в СССР в области гитарной жизни за рубежом, был знаком заочно с известными гитаристами многих стран мира. В 1929 году Попов основал в Томске Общество гитаристов, в 1942 году открыл впервые в Сибири класс гитары в музыкальной школе. В 1945 стал преподавать гитару в местном музыкальном училище, где проработал на отделении народных инструментов до 1951 года, когда был уволен по сокращению штатов и как не имеющий права преподавать в училище. В том же году при томском Доме учёных организовал гитарный ансамбль. С 1948 года болел острой формой гипертонии, перенёс операцию на глазах, что однако не помешало ему выпустить 27 номеров самиздатовского машинописного бюллетеня "Из блокнота гитариста", выходившего в 50-60-е годы. Материалы он брал в основном из собственной обширной переписки с зарубежными гитаристами, гитарных журналов и нот, которые получал из разных стран мира. Путём взаимного обмена обогащалась и нотная библиотека Попова, собирались уникальные материалы. В свою очередь Попов посылал ноты и журналы своим корреспондентам по всей России, где его друзья, тоже на машинках, делали копии в 5-10 экземплярах, распечатанных под копирку. Это был типичный самиздат, правда, без политики.
   Поражает упорство этого больного человека, его благородное желание рассказать о гитаре и гитаристах другим людям. В своих статьях, напечатанных также в некоторых зарубежных странах, он даёт информацию о гитарной жизни в СССР. Попов, возможно, один из первых в России, обращает внимание на жанр гитарного концерта. Этой теме он посвящает большую статью "О концертных произведениях для гитары с оркестром", которая была напечатана в польском журнале "Порадник музычны" в 1971 году. В частности, он указывает и дату первого исполнения гитарного концерта в XX веке – 5 февраля 1933 года, когда прозвучало сочинение мексиканского гитариста и композитора Михаэля Адаме. Он отмечает в этой связи, что Сеговия лишь в 1939 впервые исполнил Первый гитарный концерт Марио Кастельнуово-Тедеско и "Южный концерт" Мануэля Понсе во время своих гастролей по США. В этом обзоре Попов приводит список 100 гитарных концертов, написанных в период между тридцатыми и шестидесятыми годами, часто с указанием издательства или страны. К сожалению, отечественные музыкальные журналы не заинтересовались обширными знаниями гитариста и ничего не писали на эту тему.

Источник: Рехин И. В. Вариации на тему "Гитара в России". Субъективные заметки о путях развития гитары с точки зрения композитора // Журнал "Гитаристъ", № 1, 2006.
 

 
Рейтинг@Mail.ru