АВТОБИОГРАФИЯ
Я,
Попов Виктор Иванович, родился 10 мая 1941 г. в Свердловске. Родители никакого отношения к музыке не имели. Сначала, после 8-го класса, я закончил
техникум, но потом интерес к музыке привел на музыкально-педагогический факультет Свердловского пединститута, откуда перевелся в Донецкий филиал
Харьковского института искусств (теперь называется Донецкий музыкально-педагогический институт), закончив его летом 1967 г., вернулся в
Свердловск и был направлен городским отделом культуры на работу в ДМШ-2 в качестве завуча и педагога по классу баяна. В 1972 г. был приглашен на
должность директора детской музшколы Свердловской железной дороги, где и работаю по настоящее время.
Заниматься музыкой я начал, к сожалению, поздно (в то время родителям было не до этого): уже в седьмом–восьмом классе поступил в вечернюю музшколу
по классу баяна. Явно не обладая исполнительским комплексом музыканта, не добился в этом каких-то хоть чуточку заметных достижений. На гитаре не играю
вовсе, хотя люблю и знаю этот инструмент. В 1964 году в газете «Вечерний Свердловск» была помещена первая заметка за подписью В. Попов, связанная с
музыкой. С тех пор стремление к «писательству» на музыкальные темы все возрастало. В конце концов, общий интерес к искусству, желание писать об
искусстве привели в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), на театроведческий факультет, который я закончил заочно в 1981 г.
Судьба накрепко связала меня с русскими народными инструментами и, видя многие проблемы в этом деле, я стараюсь всеми силами помогать народникам:
организационно — как директор музшколы развиваю классы баяна, балалайки, домры, гитары; пестую этих педагогов, добываю хорошие инструменты; печатно —
воспеваю народников, особенно молодых, неизвестных и малоизвестных. Считаю, что для молодого музыканта, делающего первые шаги на сцене,
доброжелательная, но честная (!) рецензия может стать хорошим стимулом в работе и своего рода рекламой, может сослужить добрую службу в артистической
судьбе: его — молодого — заметили, оценили, одобрили. Дерзай, дескать! Горжусь тем, что еще в январе 1975 года напечатал большую газетную рецензию
на концерт мало тогда известного кому гитариста Александра Фраучи. Это был первый такой материал в «портфеле» начинающего музыканта.
Мое отношение к тем же гитаристам-исполнителям не бездумно апологическое, но достаточно критичное. И есть за что. Я часто бываю на самых разных
концертах в филармониях, много слушаю разной музыки, поэтому имею возможность и моральное право сравнивать игру советских гитаристов с игрой
других музыкантов-инструменталистов, в том числе и с зарубежными гитаристами. Далеко нам еще до вершин!
Почти каждый концерт народников использую как повод к печатному выступлению, если, конечно, игра заслуживает того. Однако гитаристы наши
пока чаще дают примеры противоположного свойства. Благодаря журналистской работе встречался и беседовал с десятками баянистов, домристов,
балалаечников, гитаристов, лютнистов. Гитаре и гитаристам, лютне и лютнистам мною посвящено на сегодняшний день более 30 печатных материалов. Сделал о
народниках несколько передач на Свердловском радио и телевидении.
Сейчас у меня около 250 публикаций в местной и центральной прессе: в свердловских газетах «Уральский рабочий», «На смену!», «Вечерний
Свердловск», в «Советской культуре», «Вечернем Донецке», в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Журналист», «Вожатый»... Эти
статьи, рецензии, заметки на музыкально-эстетические темы, о телевизионных и радиопредачах, о музыкантах-исполнителях — баянистах, домристах,
балалаечниках, гитаристах и др.; проблемные статьи. Несколько публикаций подписаны псевдонимами В. Бисеров — фамилия моего отца; В. Суворов — фамилия
моей бабушки. В 1988 г. удалось, с большими трудностями, издать в Свердловске небольшую книжечку:
Мусатов В. М., Попов В. И. Гитара. Обзор и
краткая аннотация русских печатных материалов. Свердловск, 1988, 68 с., тир. 400 экз. Готовится второе издание, исправленное, основательно дополненное.
В. Попов
Апрель, 1991 г., Свердловск.
Публикуется по тексту издания «Классическая гитара в России и СССР»,
Тюмень-Екатеринбург, 1992, стлб. 1449-1450. |