ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

СЕРГЕЙ
СПИРИДОНОВИЧ ЗАЯИЦКИЙ

гитарист-любитель
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

С детских лет полюбил музыку и пение, обладал хорошим музыкальным слухом. В восьмилетнем возрасте и в более зрелые годы пробовал учиться игре на фортепьяно, но всякий раз оставался неудовлетворен этими занятиями. По-настоящему "свой" инструмент открыл для себя лишь в 44 года, когда начал заниматься семиструнной гитарой. Вскоре увлекся ею настолько, что не только сам стал большим любителем гитары, но и сделался ее одним из наиболее страстных пропагандистов. Несмотря на столь позднее личное обращение к гитаре, она не была для него ранее совсем не известным инструментом: ему не раз приходилось слышать от своего отца восторженные рассказы об игре Михаила Высотского, которого тот слышал лично (в 1830-х годах М. Т. Высотский бывал в доме Заяицких, а его учеником по гитаре был дядя С. С. Заяицкого – К. М. Заяицкий), кроме того, отец был дружен с пианистом и композитором А. И. Дюбюком,  также бывшим неравнодушным к гитаре и знавшим всех самых  известных гитаристов своего времени.

"Музыка должна играть в жизни человека высокую роль, – писал С. С. Заяицкий. – Она облагораживает душу и сердце, отвлекает от повседневных забот, а гитарная музыка, кроме того, действует как лекарство при расстройстве, волнении, возбуждении нервной системы – как лучшее успокоительное средство, что я часто испытываю на себе... Гитарная музыка – это гашиш, бром, морфий, по образному сравнению, но не имеет того вредного действия на организм, какое имеют вышеназванные яды".

Игре на гитаре учился у  известного русского гитариста А. П. Соловьева, с которым впоследствии тесно сошелся и подружился, и который на протяжении нескольких лет жил в доме Заяицкого, где образовался неформальный кружок гитаристов, руководимый А. П. Соловьевым, собиравшийся, по словам хозяина дома, "для бесед о гитаре, обмена музыкальными мыслями и впечатлениями и для исполнения разных пьес на одной и нескольких гитарах".  На этой квартире в Москве Сергей Заяицкий дважды в год (на Рождество и на Пасху) организовывал концерты и художественно-гитарные вечера, где знакомил гостей с литературой для гитары, а солисты-исполнители имели возможность демонстрировать свое мастерство и часто импровизировали дуэтом, трио, квартетом и т. д. Здесь же сольно или в ансамбле с А. П. Соловьевым играли и сыновья С. С. Заяицкого – Борис1 и Сергей2. По свидетельству В. А. Русанова, игра С. С. Заяицкого отличалась мягкостью и задушевностью, и в особенности ему удавались пьесы, при исполнении которых требовались главным образом выразительность и спокойный темп.

Программа и сообщение о концерте,
организованном в Москве С.С. Заяицким, опубликованные в
"Der Guitarrefreund - Mitteilungen des Internationalen Guitarristen-Verbandes", №6, ноябрь, 1900 г.

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru