С детских лет полюбил музыку и
пение, обладал хорошим музыкальным слухом. В восьмилетнем возрасте и в более зрелые годы
пробовал учиться игре на фортепьяно, но всякий раз оставался неудовлетворен
этими занятиями. По-настоящему "свой" инструмент открыл для себя лишь в 44
года, когда начал заниматься семиструнной гитарой. Вскоре увлекся ею
настолько, что не только сам стал большим любителем гитары, но и сделался ее
одним из наиболее страстных пропагандистов. Несмотря на столь позднее личное
обращение к гитаре, она не была для него ранее совсем не известным
инструментом: ему не раз приходилось слышать от своего отца восторженные
рассказы об игре Михаила Высотского, которого тот слышал лично (в 1830-х
годах М. Т. Высотский бывал в доме Заяицких, а его учеником по гитаре был
дядя С. С. Заяицкого – К. М. Заяицкий), кроме того, отец был дружен с
пианистом и композитором А. И. Дюбюком, также бывшим неравнодушным к
гитаре и знавшим всех самых известных гитаристов своего времени.
"Музыка должна играть в жизни человека высокую роль, – писал С. С. Заяицкий.
– Она облагораживает душу и сердце, отвлекает от повседневных забот, а
гитарная музыка, кроме того, действует как лекарство при расстройстве,
волнении, возбуждении нервной системы – как лучшее успокоительное средство,
что я часто испытываю на себе... Гитарная музыка – это гашиш, бром, морфий,
по образному сравнению, но не имеет того вредного действия на организм,
какое имеют вышеназванные яды".
Игре на гитаре учился у известного русского гитариста А. П. Соловьева,
с которым впоследствии тесно сошелся и подружился, и который на протяжении
нескольких лет жил в доме Заяицкого, где образовался неформальный кружок
гитаристов, руководимый А. П. Соловьевым, собиравшийся, по словам хозяина
дома, "для бесед о гитаре, обмена музыкальными мыслями и впечатлениями и для
исполнения разных пьес на одной и нескольких гитарах". На этой
квартире в Москве Сергей Заяицкий дважды в год (на Рождество и на Пасху) организовывал концерты и художественно-гитарные
вечера, где знакомил гостей с литературой для гитары, а солисты-исполнители
имели возможность демонстрировать свое мастерство и часто импровизировали
дуэтом, трио, квартетом и т. д. Здесь же сольно или в ансамбле с А. П.
Соловьевым играли и сыновья С. С. Заяицкого –
Борис1 и Сергей2.
По свидетельству В. А. Русанова, игра С. С. Заяицкого отличалась мягкостью и
задушевностью, и в особенности ему удавались пьесы, при исполнении которых
требовались главным образом выразительность и спокойный темп.

Программа и сообщение о концерте,
организованном в Москве С.С. Заяицким, опубликованные в
"Der Guitarrefreund - Mitteilungen des Internationalen
Guitarristen-Verbandes", №6, ноябрь, 1900 г.
|