ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

№ 1 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 1 • С. 23 (7)

     

тором оказалась чудесная чашка фисташкового цвета с золотом. Сергей тоже получил яйцо, а в нем шоколадный гриб с фарфоровыми гноми­ками.
  Когда говорят о Варламове, обычно сразу же вспоминают его товарища по сцене и друга В. Н. Давыдова. И в моей памяти эти чудесные актеры стоят рядом.
  С Давыдовым, как и с Варламовым, нас познакомило мое пение.
  На протяжении нескольких месяцев шли разговоры о том, что Давыдов хочет меня послушать, но все никак не удавалось с ним встретиться. Пригласить нас к себе он почему-то не мог, выступать с ним в одних и тех же концертах не приходилось, звать его к себе мы не решались.
  Так все и тянулось, пока вдруг в один из вечеров в нашей квартире не раздался резкий трезвон. Когда открыли дверь, в переднюю, как бомба, влетел друг нашего дома артист Фатеев. Ни с кем не здороваясь, он закричал во весь голос:
  — Мать (так он звал мою маму), ставь самовар, Давыдов идет чай пить. Скорее ставь!
  — Да где же он, когда придет?
  — Идет уже, по лестнице поднимается, только он знаешь как ползет. Ты ставь самовар. Пока он закипит, Давыдов как раз до верху и доберется.
  Выбежав на лестницу и заглянув в пролет, я увидела далеко внизу крупную темную фигуру человека, очень медленно, с передышками, поднимавшегося по ступенькам.
  Когда, наконец, Давыдов добрался до нашей квартиры, все, кто был в это время дома, выстроились в передней как почетный караул. Сергей почтительно принял пальто, Павел взял шляпу и палку. Давыдов представился маме, галантно поцеловал ей руку, затем мама представила нас, детей, и все пошли в гостиную.
  Давыдов пришел, как он сказал, послушать мое пение, но почти весь вечер мы с наслаждением слушали его.
  Прежде всего, он заговорил о цыганских песнях и высказал большие познания в этой области. Потом попросил Сергея настроить гитару и спел под его аккомпанемент песню «Голосистая птичка» и несколько чисто цыган­ских песен, причем пел, как настоящий цыган, на цыганском языке, со всеми положенными придыханиями, выкриками и т. д. Потом, разве­се­лившись, запел плясовую песню и, не вставая со стула, «проплясал» ее в подлинно цыганском стиле, быстро подрагивая плечами, поводя руками, задорно поглядывая из-под опущенных ресниц на зрителей. Это было поразительное мастерство: мы совершенно не замечали, что он не поднимается со стула, до такой степени точно и умело передавал он движения бурной цыганской пляски.
  Когда мы вполне с ним освоились и почувствовали себя так, будто век были знакомы, он попросил меня спеть, очень внимательно слушал, похвалил выразительность

 

и дикцию, а потом снова завладел нашим вниманием.
  Давыдов просидел у нас до полуночи.
  Мы и не заметили, как прошло время. В одном из своих концертных выступлений он весьма своеобразно «прославил» меня, исполнив паро­дию на мое пение.
  Шел концерт в Суворинском театре. Было объявлено «выступление юной цыганской певицы Манюши Ворониной». Давыдов вышел в черном парике с длинными локонами и белым бантом, в коротеньком, чуть ниже колен белом платье, скопированном с моего, в чулках и белых туфлях. Его тучная фигура выглядела невообразимо смешно. За ним вышел гитарист — аккомпаниатор де Лазари. Давыдов запел «моим» голосом романс «Жалобно стонет ветер осенний», но на середине начал зевать, тереть кулаками глаза, не докончив романса, уселся в приготовленное на сцене кресло и притворился крепко уснувшим. Хохот и аплодисменты потрясли зал.

  19 июля 1914 года Германия объявила войну России.
  Всякие увеселительные зрелища и меро­приятия были запрещены. В категорию увесе­лений попали и концерты. Наша жизнь приняла совершенно другой характер. Я пошла работать сестрой-волонтеркой в солдатский госпиталь. Деньги на жизнь нам присылал отец, помогал и брат Владимир.
  Так прошло полтора года. В конце 1915 года концерты были разрешены при условии, что известная часть сбора пойдет на содержание госпиталей. Сразу же возобновилась и моя концертная деятельность...

  Вкратце расскажу о своем дальнейшем жиз­ненном пути.
  С возрастом голос мой стал немного выше. Уже будучи взрослой, я начала заниматься у препо­давательницы пения В. П. Богдановой и тогда впервые познакомилась с научными основами вокального искусства. В годы граж­данской войны была сотрудницей «Теакоман­ды» (так назывались тогда фронтовые теат­ральные труппы) и ездила в составе агитбригады политотдела 7-й армии давать спектакли для частей Красной Армии, расположенных на участках Петроградского фронта.
  В более поздние годы играла в драматических труппах, снималась в кино, а все-таки больше всего пела. Во время Великой Отечественной войны участвовала в концертах для воинов Советской Армии, для раненых, для курсантов.
  Теперь я иногда еще снимаюсь в кино, занимаюсь общественной работой. Это дает мне возможность не отрываться от дела, от людей, от искусства, то есть от всего того, что и любила всю жизнь.

     
1 2 3 4 5 6 7
Рейтинг@Mail.ru