ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 2 (4)

     

Картина и ее эскиз, имеющие размеры 72 × 59 см., до конца 1970-х гг. находились в частном собрании Е. В. Ляпуновой (1887-1976) в Москве [4]. Сохранилось также несколько на­бро­сков к этой работе [5]. Повторением «Гитариста в косоворотке» 1822 года из собрания Е. В. Ляпуновой является картина, находящаяся в Вятском художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых (ранее Кировский областной художественный музей им. А. М. Горького), поступившая туда из собрания графа А. С. Уварова [6]. Ее размер 80,5 × 64,5. С оригинала этой картины В. Г. Перовым в период его ученичества, в середине 1850-х годов, была написана копия, хранящаяся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее, куда она поступила в 1925 году из Румянцевского музея. Выполненная В. Г. Перовым копия имеет размер 80,5 × 63 см, слева внизу стоит подпись — В. Перовъ. Следует заметить, что исследователи творчества В. Г. Перова не склонны видеть в этой работе простого повторения им картины В. А. Тропинина, а усматривают в ней уже элементы будущей творческой индивидуальности начинающего большого художника. «Когда смотришь на тропининского «Гитариста», написанного Перовым, — пишет Александра Пистунова, — начинаешь понимать, что копия, выполненная большим талантом, своего рода “перевод” произведения на другой язык. Задумчивый сюжет Тропинина звучит в подаче Перова трагически. Перов и повторяет тропининскую кротость, однако и восстает против нее...» [7]. Впрочем, непосвященному зрителю трудно уловить такие нюансы и остается только довериться мнению специалиста. Сказать о достоинствах этого первого «гитарного» полотна Тропинина предоставим возможность


[4] В настоящее время, согласно каталогу «Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог (К-Я). Санкт-Петербург. Palace Editions. 2007», при описании «Гитариста» 1839 года, «одноименный первоначальный вариант (с расшитым воротом рубахи) начала 1820-х гг. хранится в Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (Москва)» (Указ. источник, стр. 161). Такая запись, казалось бы, указывает на «Гитариста в косоворотке», однако на имеющейся у меня фотографии зала музея (с сентября 2011 г. –  Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки) с картиной Тропинина, отчетливо видно, что это никак не «первоначальный вариант», а тот, где на гитаристе уже рубаха «с распахнутым на груди воротом». Хранитель фонда музея А. С. Родимкина сообщила, что эта «работа поступила в Музей в 1943 году из Московской Закупочной комиссии как копия».

[5] Два наброска к картине «Гитарист в косоворотке»: гитара, руки и нижняя часть лица (на бумаге водяной знак: 1822; на другой стороне – Амур. Рисунок с гравюры Клаубера с оригинала Ван-Лоо), этюды «Гитарист в косоворотке, руки гитариста» (голубая бумага, итальянский карандаш, размер – 34,6 × 21,6; на обороте эскиза к портрету И. Л. Лазарева), эскиз картины (голубая бумага, итальянский карандаш, размер – 26,8 × 18,8; на обороте – набросок «Ополченец со знаменем»).

[6] В этом музее имеются еще две работы В. А. Тропинина: «Портрет неизвестного мальчика» и «Николаевский солдат».

[7] См.: Пистунова А. Чародей: к 150-летию со дня рождения В. Г. Перова // Москва. – 1983. – № 12. – С. 163-169.

 

В. А. Тропинин. Гитарист в косоворотке (1822)

В. А. Тропинин. Гитарист в косоворотке. 1822.

В. Г. Перов. Гитарист.

В. Г. Перов (1834-1882). Гитарист.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

     
Рейтинг@Mail.ru