его искусство «бесцветным и ремесленным», имеющим
значение разве что как «интересные мемуары бытовой жизни Москвы первой
половины XIX столетия» [57].
К сожалению, подобные легковесные оценки содержатся даже в статье о
Тропинине в академической «Истории русского искусства» [58], где анализу
творчества художника предпослана пространная оговорка о наличии у него
«слабых», «однообразных» произведений, «отмеченных известным штампом» [59],
под которыми, конечно же, подразумеваются картины
[57] См.: Врангель Н. Портретная выставка в Таврическом дворце // Искусство.
— 1905. № 4. — С. 54-58; № 5. — С. 110-142.
[58] Коваленская Н. Н., Савинов А. Н. В. А. Тропинин и портретисты начала XIX века. // История русского искусства, т. VIII, книга первая, М.: АН СССР, 1963.
— С. 514-562.
[59] «И лишь “наряду со слабыми портретами” признаются “первоклассные”, которые обеспечивают Тропинину “почетное место в
развитии русской реалистической живописи”», — с сожалением констатирует А. М. Амшинская «возвращение,
казалось бы, к изжившему себя взгляду после целого ряда работ, очень высоко оценивающих деятельность и искусство замечательного русского художника». |
|
как раз самые популярные, наиболее
нравившиеся и оттого чаще всего повторявшиеся художником, в числе
которых одно из первых мест занимает «Гитарист».
Желая предупредить этими несколькими последними замечаниями от
предвзятого отношения к творчеству В. А. Тропинина, хотелось бы в
заключение, перефразируя известную философскую мысль, сказать, что
следует отличать объективные действительные ценности от субъективно не
признаваемых таковыми. Так вот, искусство Тропинина – «объективная
действительная ценность», даже если это не всегда согласуется с иными,
пусть даже и весьма авторитетными, субъективными представлениями о нем.
Оставленные им «гитарные» полотна стали настоящим памятником русской
гитаре.
|