ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 32

     

Владимир
МОРКОВ

   Владимир Иванович Морков (иногда писали Марков [1]), род. 1801, С. Петербург, Россия, – ум. 25 ноября (7 декабря) 1864, там же, – русский гитарист-любитель и композитор. Игре на гитаре обучался у А. О. Сихры, посвятившего ему свою «Теоретическую и практическую школу для семиструнной гитары». Автор «Полной школы для семиструнной гитары, с приложением пьес для вновь усовершенствованной де­ся­ти­струн­ной гитары c указанием ее строя» (СПБ, 1862) и около 100 сочинений и переложений для своего инструмента (как для гитары соло, так и для дуэта гитар и гитары с фортепьяно), в том числе транскрипций нескольких сочинений для 6-струнной гитары Ф. Сора, М. Джулиани и Й. К. Мерца, а также многих переложений из опер Д. Россини (Хор и Фантазия на мотив из оперы «Вильгельм Тель»), Г. Доницетти (Хор из оперы «Любовный напиток» и Серенада из оперы «Дон Пасквале»), В. А. Моцарта (Серенада и Дуэт из оперы «Дон Жуан», Марш Жрецов из оперы «Волшебная флейта»), Дж. Верди (Каватина из оперы «Эрнани»), Р. Вагнера (Марш и хор из оперы «Тангейзер») и др., произведений русских композиторов М. И. Глинки («Ка­ма­рин­ская», Фантазия и Польский танец из оперы «Жизнь за царя», Ария Людмилы из оперы «Руслан и Людмила») и А. С. Даргомыжского (терцет и хор из «Русалки»). Ему принадлежат также мно­го­чис­лен­ные обработки русских, украинских и цы­ган­ских песен. Написал «Исторический очерк рус­ской оперы с самого ее начала по 1862 год» (СПБ, 1862; М., 1899), а также небольшую, но ценную работу, посвященную одному из самых видных русских духовных композиторов П. И. Турчанинову [2], с


[1] Фамилия Морков в варианте Марков встречается в XIX в. (и раньше) довольно часто. Так, в 3-й части «Россійской родословной книги» Князя Петра Долгорукова за 1856 год (с. 199) описание рода однофамильцев В. И. Моркова графов Морковых начинается строкой: «Имя этой древней фамилии пишется двояко: Морковы и Марковы». В литературе нам встретилось и такое объяснение ее двойного написания: «Фамилия “Морков” произносилась с ударением на втором слоге, поэтому ее часто ошибочно писали через “а” – Марков, и это стало чуть-ли не допустимой нормой». — Прим. ред.

[2] Петр Иванович Турчанинов (1779–1856), протоиерей, русский церковный композитор, автор многочисленных переложений распространенных обиходных напевов и оригинальных сочинений. Родился в семье киевского дворянина. Воспитывался в киевском народном училище. Мальчиком был взят за прекрасный голос в хор генерала Леванидова. Князь Потемкин, услышав в Киеве леванидовский хор, был восхищен голосом Турчанинова и взял его в Петербург, где поручил руководству Джузеппе Сарти. В 1792 г. вернулся в Киев в тот же хор, бывший тогда под управлением А. Веделя. Вместе с ним был и в Харькове, где и закончил свое образование. Затем был регентом разных хоров в Киеве и Севске. В 1803 г. рукоположен во священника, а в 1809 г. вызван в

 

которым был лично знаком (Морков В. И. Протоиерей Петр Иванович Турчанинов: Его светская, духовная жизнь и музыкальные заслуги. — СПб.: тип. Н. Греча, 1862; тж.: «Странник», т. III, кн. 9, отд. I, стр. 403-411). В. И. Моркову принадлежит также ряд статей на музыкальные темы в газетах и журналах. В том числе, отзывы на Международный конкурс гитаристов, проведенный в Брюсселе Н. П. Ма­ка­ро­вым [3]. Он был хорошо знаком с М. И. Глин­кой, А. С. Даргомыжским и другими видными деятелями русской культуры.
   Большую популярность получил «Ис­то­ри­чес­кий очерк русской оперы» В. И. Моркова, который тем не менее больше критиковали, чем хвалили. Характеризуя в общих чертах эту работу обычно говорят, что в ней рядом с ценными, подчас единственными указаниями, встречается много очевидных ошибок и неточностей. «Ежегодник императорских те­ат­ров» за 1898 год, в частности, предупреждал читателей против слишком доверчивого к нему отношения: «...к данным, собранным в книге Моркова, надо вообще относиться с большой осторожностью, так как в них, по сличении с источниками, встречается масса ошибок и неточностей», даются «сплошь да рядом совершенно неверные сведения, которые были воспроизведены потом и другими авторами». Имеющиеся в «Очерке» «неверные све­де­ния» (из-за наличия которых доверие к нему, безусловно, страдает), не составляют, однако, главного его содержания, а потому он справедливо заслужил и немало положительных оценок. Так, композитор и выдающийся му­зы­каль­ный критик, один из основоположников отечественного музыкознания Александр Ни­ко­ла­е­вич Серов (1820-1871) после выхода «Ис­то­ри­чес­кого очерка русской оперы» В. И. Моркова опубликовал на него в печати обстоятельную рецензию, в которой, не обходя вниманием недостатки, отмечал и большое позитивное значение этого труда. К гитаре эта рецензия, как и сама рецензируемая работа, отношения, разумеется, не имеет, но зато она, во-первых, не лишена интереса для характеристики автора этого труда, занимающего непоследнее место в истории русской гитары, а во-вторых, может, на наш взгляд, быть полезным дополнением к общему музыкальному образованию каждого гитариста, почему мы и нашли нужным привести ее текст полностью.


Петербург и назначен регентом митрополичьего хора. С 1827 г. – учитель пения в Придворной певчевской капелле. Его сочинения и гармонизации были включены во многие издания того времени, в том числе в Церковно-Певческий сборник. Они не­од­но­крат­но переиздавались под различными редакциями: А. Рожнова, М. Гольтисона, А. Кас­таль­ского и др.

[3] О результате конкурса (Международный конкурс гитаристов) // «Музыкальный и театральный вестник», 1856, № 52; Письмо в редакцию «Северной пчелы» (О конкурсе г. Макарова) [Предварительные из­вес­тия] // «Северная пчела», 1856, № 248; Письмо в редакцию «Северной пчелы» (О конкурсе г. Макарова) [Окончательные сведения об исходе конкурса] // там же, 1857, № 1.

     
1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru