выпускными куклами,
танцевал на канате, с шестом и
без оного, ни за что не держась,
и тем приводил зрителей в изумление».
Документ, спору нет, курьезный,
но ему место в истории русских театров вообще, а к историческому
обзору русской оперы это объявление
никакого касательства не имеет.
Вот что об операх сочинения
императрицы Екатерины II (стр.
15–30) автор несколько пораспространился, так это не мешает, потому
что содержание этих сатирических пьесок (скорее водевилей,
нежели настоящих комических
опер) дает довольно верную идею
о тогдашнем направлении такого
рода зрелищ. Утилитарно-дидактический взгляд на драматическое
искусство отражался тогда на всем.
На нижегородском театре в 1790
году существовала завеса с следующею надписью:
Здесь зримый плач, смех, слезы и забавы Вперяют честность в ум и чистят грубы нравы.
Интересным и полезным результатом долгих и старательных
разысканий автора являются помещенные им в каждой главе полные
репертуары русских оригинальных
и переводных опер: это драгоценные материалы для истории искусства в
России. Списки певцов и
певиц в каждой главе и коротенькие биографии замечательнейших
придают книге много занимательности.
Весьма характеристичен случай
из жизни певицы Лизаньки Урановой [3], впоследствии Сандуновой (стр. 31–32). Интересен очерк замечательного композитора и
капельмейстера Катерин Альбертовича
Кавоса (стр. 46–49). Биографические данные в очерке деятельности
знаменитого певца Самойлова
довольно обстоятельны, при всей
сжатости изложения (стр. 51–52).
Не мешало бы перечислить все
и поименовать хотя главнейшие
роли из его, как выражается сам автор, неизмеримо обширного
репертуара. Из более близкого к нам времени интересны биографические
очерки: Дюра, бывшего с тридцатых годов на сцене русской оперы
в ролях баритонов и басов (стр.
80–81); незаменимого Сусанина и
Бертрама — Осипа Афанасьевича
Петрова (стр. 81–82); Анны Яковлевны Воробьевой, впоследствии Петровой,
превосходнейшего контральта,
[3] Урановой она была названа по желанию императрицы Екатерины в честь
новооткрытой тогда планеты Уран. – Примеч. А. Н. Серова. |
|
который сначала вовсе не был оценен, так что гениальная певица, составлявшая славу русской оперы во времена Глинки,
при выпуске из училища признана была бездарною и помещена в число хористок (стр. 83–85). Факт малоизвестный и поучительный!
Не обойдены почетным упоминанием ни Степанова, ни Леонов, ни
Несторов (Лоди), ни Соловьева (Verteuil), ни Семенова (нынешняя
примадонна в Москве), ни Михайлов, ни Артемовский, ни Лилеева, ни
Латышева, ни Гумбин, ни Булахов, ни Булахова, ни
Леонова.
Оценка этих артистов лестна для них и довольно верна. Любители забавных анекдотцев найдут себе много пищи на стр. 87 и 88, где рассказываются подвиги певших в
сороковых годах на русской оперной сцене итальянцев, тенора Конти и баса-буффа Този. О замечательном артисте И. Я. Сетове следовало бы
сказать поболее того, что сказано на стр. 117. Историк русских оперных спектаклей не должен забывать, что с поступления на сцену
И. Я. Сетова в 1855 году началось обновление русской оперной труппы; она зажила новою деятельностью, как будто проснулась после
долгой-долгой дремоты, снова привлекла к себе общее внимание (хотя не высших слоев общества), так как и в 1862 году можно прямо
отнести к нашей публике замечание, высказанное автором книги на стр. 45 про последние годы прошлого века: «Театральная публика
разделена была на партии. Двор и высший круг общества посещали преимущественно иностранные спектакли; русские театры привлекали большею частью второстепенную
публику, любившую предпочтительно отечественные народные зрелища». Артистической деятельности И. Я. Сетова Петербург обязан тем, что услышал «Марту»,
«Страделлу» и насладился вновь музыкою «Фенеллы»... Это заслуги немаловажные, особенно если к ним присоединить художественность исполнения г. Сетовым его
ролей и с музыкальной, и с драматической стороны.
Москвичи зрелых лет будут крайне недовольны автором за одну, действительно немаловажную недомолвку. О знаменитом
московском теноре Бантышеве в книге ни полстрочки, ничего нет, кроме его имени. Вообще судьба московской оперной сцены отодвинута автором уже чересчур на
второстепенный план. Все внимание его занято Петербургом. Зачем же так? |
|
Летопись заключается подробным отчетом о бенефисе ветерана русской оперы О. А. Петрова в день двадцатипятилетия оперы
«Жизнь за царя» (27 ноября 1861 года), стр. 131–136. Вообще говоря, фактов любопытных собрано много: статистических данных и результатных
выводов также довольно, то есть фактическая часть вполне удовлетворительна для сочинения, не имеющая особого притязания на то,
чтобы исчерпать предмет до самого дна, а, напротив, желающего только проложить путь для дальнейших трудов на этом поле. Смотря с такой точки
зрения и отдавая полную справедливость заслугам автора этого первого в своем роде опыта, не должно в разбираемой книге искать ни развития и последовательного проведения критической
мысли, ни подробных, обстоятельных оценок замечательнейших явлений на горизонте русской оперы. Однако при всей краткости характеристика многих
произведений весьма верна. Сюда отнесем оценку оперы «Жизнь за царя» (стр. 94), оперы «Руслан и Людмила» (стр. 97) и оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» (стр. 122).
Иногда из любви к справедливости, при нежелании раздражать самолюбие композиторов, еще здравствующих и пишущих, автор доходит до сентенций,
замечательных по юмористике тона. Таковы приговоры об операх: «За богом молитва, а за царем служба не пропадают» (стр. 98, 99), «Куликовская
битва» (стр. 100), «Мазепа» (стр. 122, 123), «Кроатка» (стр. 124). Либретто «Кроатки» удостоилось даже длинных цитат.
В конце книги, после рассказа о юбилее Петрова, с почетом упомянуто о хорах русской оперной труппы, то
есть справедливо замечено, что они положительно лучше хоров итальянской оперы.
Из числа общих критических взглядов хотелось бы здесь выписать еще некоторые весьма дельные замечания о составе репертуара для русской
оперной труппы (стр. 111, 112), но и так уж наш отзыв вышел длинноват.
Повторим в заключение, что и в цели автора книги не лежало дать свету полное историко-критическое изложение развития русской оперы. Как сжатый в небольших пределах очерк
этого предмета книга г. Моркова читается с удовольствием и наверно принесет свою весьма немаловажную пользу.
Издание прекрасно и делает честь г. Бернарду. |