гало раскрывать легкость, прозрачность и изящество этого сочинения. А как сдержанно и благородно звучал у Александра Михайловича
вдохновенный напев Испанского танца № 5 Гранадоса, воплощая подлинный дух этого шедевра. Но что бы ни играл Иванов-Крамской — Куранту Баха или
«Старый замок» Мусоргского — во всем проявлялось поразительное чувство стиля, тонкий вкус большого художника.
Вдохновенная игра захватывала слушателей, была открытием нового. Не случайно на концертах Александра Михайловича царила тишина, и он
обходился без усилителей. Эту «тишину» можно с полным основанием назвать сотворчеством артиста с неизменно преданной ему публикой. Ясно, что
яркое, убедительное исполнение Ивановым-Крамским концертных программ было преодолением неверных представлений о гитаре как об инструменте ограниченных возможностей.
Он был первым советским исполнителем современного оригинального гитарного репертуара — Кастильской сюиты, сонатины, прелюдии Морено
Торробы, Фандангильо Турины, этюдов и прелюдий Вила Лобоса, Сарабанды Родриго, Фантазии Кастельнуово-Тедеско... Мастерство музыканта стало
стимулом для создания советскими композиторами сочинений для гитары. В. Я. Шебалин написал и посвятил ему Сонатину (3 апреля 1965 года на Вечере
памяти В. Я. Шебалина в Малом зале консерватории Иванов-Крамской впервые исполнил ее). Широкую известность получили и другие сочинения Шебалина,
написанные для замечательного гитариста, — «Раздумье», «Прелюдии», «Плясовая». На просьбу создавать пьесы для гитары откликнулись
композиторы Н. Речменский («Романс», «У ручья»), В. Золотарев («Вальс», «Колыбельная») и другие.
Иванов-Крамской часто исполнял и собственные сочинения: два концерта для гитары с оркестром, «Вариации», многочисленные пьесы. А как
проникновенно играл он свои обработки русских народных песен «Выхожу один я на дорогу», «У ворот, ворот», «Как у месяца», Вариации на тему
романса Варламова «На заре ты ее не буди». Значительный вклад в педагогический репертуар гитаристов внесли обработки Иванова-Крамского
пьес советских композиторов — С. Прокофьева («Танец трех девушек»), Д. Шостаковича («Прощай, Гранада»), Т. Хренникова («Серенада»).
Как это порой случается, Иванов-Крамской не сразу обратился к инструменту, который стал его судьбой. Вначале была скрипка: в 1922 году
он поступил в московскую музыкальную школу имени Игумнова. Отправившись однажды на урок, молодой музыкант увидел афишу, извещавшую о концерте
Андреса Сеговии в Большом зале консерватории. Благодаря счастливой слу- |
|
чайности юный скрипач проник в зал. Много лет спустя, вспоминая этот случай, Иванов-Крамской говорил, что встреча с искусством Сеговии
решила его судьбу. В желании посвятить себя гитаре, думается, сыграли роль и наследственные гены: прадед мальчика крепостной Никита Иванов —
был талантливым гитаристом, освобождением из неволи обязанный своей игре, пленившей хозяина — графа Пашкова.
В творческой жизни Александра Михайловича значительное место занимала педагогическая деятельность. Более четверти века прошло с того памятного
дня, когда по его инициативе в 1960 году в Музыкальном училище при Московской консерватории был открыт класс гитары. Сегодня мы хорошо
знаем, сколь значительным оказалось это событие для дальнейшего развития советского гитарного искусства. А тогда это было смелым решением,
поскольку многие руководители учебных заведений скептически оценивали возможности инструмента... И надо отдать должное дальновидности дирекции
училища, поддержавшей предложение Александра Михайловича.
Иванов-Крамской — учитель! Каким он был? Интенсивная концертная деятельность его учеников, их имена — лучший ответ на этот вопрос:
Николай Комалятов, лауреат Международного фестиваля гитаристов в Москве, Валерий Петренко, солист Киевской филармонии; московские гитаристы —
Андрей Гарин, Евгений Ларичев; Наталья Иванова-Крамская, талантливый продолжатель дела своего отца в училище. Среди питомцев училища: первый
гитарист из Киргизии — Даниал Назарматев, педагог Института искусств во Фрунзе; первый гитарист из Туркмении — Ислам Бабаев...
Известно, что струны гитары начинают особенно проникновенно звучать перед тем как оборваться. Именно так оборвалась и жизнь А. Иванова-Крамского,
оборвалась внезапно, во время концерта в Минске. Это была тяжелая утрата и для его учеников, и для многочисленных поклонников
его таланта. Охватывая мысленным взором историю советского гитарного искусства, необходимо воздать должное всем, кто внес в него свой вклад,
— педагогам, исполнителям, создателям инструментов. Это П. Вещицкий, А. Попов, Е. Рябоконь, Я. Ковалевская, Б. Павлов, Ф. Савицкий. Александру
Михайловичу Иванову-Крамскому принадлежит в советской гитаристике особое место. Именно он взял на себя ответственность за судьбу гитары и
достойно исполнил свой долг. В этом проявились не только выдающийся талант артиста, но и масштабность его личности. <...>
 |