ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

№ 4 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 4 • С. 2 (26)

     

гало раскрывать легкость, прозрачность и изящество этого сочинения. А как сдержанно и благородно звучал у Александра Михайловича вдохновенный напев Испанского танца № 5 Гранадоса, воплощая подлинный дух этого шедевра. Но что бы ни играл Иванов-Крамской — Куранту Баха или «Старый замок» Мусорг­ского — во всем проявлялось поразительное чувство стиля, тонкий вкус большого худож­ника.
   Вдохновенная игра захватывала слушателей, была открытием нового. Не случайно на кон­цертах Александра Михайловича царила тишина, и он обходился без усилителей. Эту «тишину» можно с полным основанием назвать сотворче­ством артиста с неизменно преданной ему пуб­ликой. Ясно, что яркое, убедительное исполне­ние Ивановым-Крамским концертных про­грамм было преодолением неверных представлений о гитаре как об инструменте ограниченных воз­можностей.
   Он был первым советским исполнителем со­временного оригинального гитарного репертуара — Кастильской сюиты, сонатины, прелюдии Морено Торробы, Фандангильо Турины, этюдов и прелюдий Вила Лобоса, Сарабанды Родриго, Фантазии Кастельнуово-Тедеско... Мастерство музыканта стало стимулом для создания совет­скими композиторами сочинений для гитары. В. Я. Шебалин написал и посвятил ему Сонатину (3 апреля 1965 года на Вечере памяти В. Я. Ше­балина в Малом зале консерватории Иванов-Крамской впервые исполнил ее). Широкую изве­стность получили и другие сочинения Шебалина, написанные для замечательного гитариста, — «Раздумье», «Прелюдии», «Плясовая». На прось­бу создавать пьесы для гитары откликнулись композиторы Н. Речменский («Романс», «У ручья»), В. Золотарев («Вальс», «Колыбельная») и другие.
   Иванов-Крамской часто исполнял и собст­венные сочинения: два концерта для гитары с оркестром, «Вариации», многочисленные пьесы. А как проникновенно играл он свои обработки русских народных песен «Выхожу один я на дорогу», «У ворот, ворот», «Как у месяца», Вариации на тему романса Варламова «На заре ты ее не буди». Значительный вклад в педаго­гический репертуар гитаристов внесли обра­ботки Иванова-Крамского пьес советских ком­позиторов — С. Прокофьева («Танец трех деву­шек»), Д. Шостаковича («Прощай, Гранада»), Т. Хренникова («Серенада»).
   Как это порой случается, Иванов-Крамской не сразу обратился к инструменту, который стал его судьбой. Вначале была скрипка: в 1922 году он поступил в московскую музыкальную школу имени Игумнова. Отправившись однажды на урок, молодой музыкант увидел афишу, изве­щавшую о концерте Андреса Сеговии в Большом зале консерватории. Благодаря счастливой слу-

 

чайности юный скрипач проник в зал. Много лет спустя, вспоминая этот случай, Иванов-Крам­ской говорил, что встреча с искусством Сеговии решила его судьбу. В желании посвятить себя гитаре, думается, сыграли роль и наследствен­ные гены: прадед мальчика крепостной Никита Иванов — был талантливым гитаристом, освобождением из неволи обязанный своей игре, пленившей хозяина — графа Пашкова.
   В творческой жизни Александра Михайловича значительное место занимала педагогическая деятельность. Более четверти века прошло с того памятного дня, когда по его инициативе в 1960 году в Музыкальном училище при Москов­ской консерватории был открыт класс гитары. Сегодня мы хорошо знаем, сколь значительным оказалось это событие для дальнейшего развития совет­ского гитарного искусства. А тогда это было смелым решением, поскольку многие руководи­тели учебных заведений скеп­тически оценивали возможности инструмента... И надо отдать должное дальновидности дирекции училища, поддержавшей предложение Александра Миха­йловича.
   Иванов-Крамской — учитель! Каким он был? Интенсивная концертная деятельность его учеников, их имена — лучший ответ на этот вопрос: Николай Комалятов, лауреат Междуна­родного фестиваля гитаристов в Москве, Валерий Петренко, солист Киевской филармо­нии; москов­ские гитаристы — Андрей Гарин, Евгений Лари­чев; Наталья Иванова-Крамская, талантливый продолжатель дела своего отца в училище. Среди питомцев училища: первый гитарист из Киргизии — Даниал Назарматев, педагог Института искусств во Фрунзе; первый гитарист из Туркмении — Ислам Бабаев...
   Известно, что струны гитары начинают осо­бенно проникновенно звучать перед тем как оборваться. Именно так оборвалась и жизнь А. Иванова-Крамского, оборвалась внезапно, во время концерта в Минске. Это была тяжелая утрата и для его учеников, и для многочислен­ных поклонников его таланта. Охватывая мыс­ленным взором историю советского гитарного искусства, необходимо воздать должное всем, кто внес в него свой вклад, — педагогам, исполнителям, создателям инструментов. Это П. Вещицкий, А. Попов, Е. Рябоконь, Я. Кова­левская, Б. Павлов, Ф. Савицкий. Александру Михайловичу Иванову-Крамскому принадлежит в советской гитаристике особое место. Именно он взял на себя ответственность за судьбу гитары и достойно исполнил свой долг. В этом проя­вились не только выдающийся талант артиста, но и масштабность его личности. <...>

     
1 2
Рейтинг@Mail.ru