Памяти ушедших
А. М. ИВАНОВ-КРАМСКОЙ
11 апреля 1973 года в возрасте шестидесяти лет скончался известный гитарист,
заслуженный артист РСФСР Александр Михайлович Иванов-Крамской. Его исполнительская, творческая и педагогическая деятельность свыше сорока
лет была неразрывно связана с возрождением и развитием богатых традиций русского гитарного искусства, с созданием советской школы игры на
шестиструнной гитаре.
Иванов-Крамской родился в 1912 году в Москве, учился в Музыкальном техникуме имени Октябрьской революции, а затем в Московской
консерватории. Концертировать он начал в годы учебы и продолжал эту деятельность до последних дней жизни. Вдумчивый, образованный музыкант,
он был неутомимым пропагандистом лучших образцов отечественной и зарубежной гитарной классики, произведений советских композиторов. Не
ограничиваясь сольными концертами, Иванов-Крамской выступал со многими известными вокалистами и инструменталистами. Большой популярностью
пользовались музыкальные передачи по радио и телевидению с его участием. Высокое мастерство Иванова-Крамского было отмечено в свое время первой
премией на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах (1939) [1].
Артистическую работу Иванов-Крамской сочетал с творчеством и педагогикой. Он автор ряда оригинальных произведений и транскрипций для гитары.
Многие годы он преподавал сначала в Музыкальном училище при Московской консерватории имени Чайковского, а затем в Московском институте культуры.
Большое внимание Иванов-Крамской уделял развитию музыкальной самодеятельности, используя возрастающую популярность гитары, которая
стала в последние годы подлинно массовым инструментом, особенно любимым молодежью. Руководимый им свыше десяти лет ансамбль гитаристов при
московском Доме культуры «Красные текстильщики» был удостоен звания лауреата на Шестом всемирном фестивале молодежи и студентов.
Многогранная деятельность Иванова-Крамского в немалой степени способствовала распространению музыкальной культуры, воспитанию
художественного вкуса у многочисленных поклонников замечательного народного инструмента — гитары.
«Советская
музыка», 1973, № 7, с. 144.
[1] По итогам конкурса гитаристам-участникам I премия присуждена не была, лучшими
стали А. М. Иванов-Крамской (2-я премия), Виль Белильников (3-я премия), Ю. Воронцов и К. Смага (дипломы). — Ред. |
|
И. С. Козловский
Александр Иванов-Крамской [1]
(Вспоминая друга)
Александр Михайлович Иванов-Крамской музыкант, с которым связывала нас многолетняя творческая дружба. А. М. Иванова-Крамского помню еще до войны, когда
он дирижировал оркестром клуба НКВД, хормейстером был А. В. Свешников, супруга Александра Михайловича — Софья Георгиевна Иванова-Крамская — артисткой балета. В этом
же коллективе работал и будущий кинорежиссер С. Юткевич.
С Александром Михайловичем, гитаристом, мы подготовили и осуществили большой концертный репертуар — русские романсы, русские и украинские народные песни. Он —
большой мастер! Свою любовь к гитаре он передал дочери Наталии Александровне, которая концертировала как гитаристка и вела класс гитары в Московской консерватории.
Много раз были с Александром Михайловичем в поездках — и на празднике Глинки в Смоленске, и на Пушкинских праздниках во Пскове, и на Украине, и в Горьком,
Владимире... Но в нашем долгом творческом содружестве бывали моменты, которые оставили во мне горечь. Так я до сих пор не могу объяснить мотив, по которому он отказался ехать со
мной в Свердловск на 50-летие оперного театра. Но время примиряет.
Умер Александр Михайлович, как говорят, в одночасье — по дороге на репетицию. Это случилось в городе Минске. Помню его скромные похороны в
Москве. Пришлось мне выступать и на суде, защищая интересы семьи.
Сделал в искусстве многое, очень многое [2]. Скрипач, дирижер, певец, гитарист, композитор. А сколько творческих планов, над которыми он думал, мечтал, но далеко не все
осуществил, не все отдал тому обществу, для которого трудился, в котором жил!
Это самое главное, о чем мы говорим, когда расстаемся с человеком: что он сотворил, чтобы быть достойным памяти людей.
Музыкальный вклад А. М. Иванова-Крамского в нашу культуру оценивается объемом материала, который он исполнял и сам
сочинял. Мастерство виртуоза-гитариста легко измерить — записи его звучат и сегодня.
Еще совсем недавно он выступал с творческим отчетом на московских заводах, а 11 апреля, в Минске, идя на репетицию, мгновенно расстался с жизнью.
Живущие ищут оправдания закономерности, печальной закономерности. А надо видеть то, что было главным и лучшим у такого замечательного
художника, каким был Александр Михайлович. Это знания, вкус и необычайное трудолюбие.
В искусстве или все очень просто, или очень сложно. В самом деле, оставить скрипку и перейти на шестиструнную гитару, как поступил А. М. Иванов-Крамской,— это
подвижничество, это вера в себя, в инструмент.
[1] Опубликовано в кн.: Козловский И. С. Музыка — радость и боль моя. Воспоминания, письма, статьи, интервью. — М.: Композитор, 1992. — С. 194-195 (Полностью: Олма-Пресс, 2003. — С. 182-183).
[2] С этой фразы и далее — текст, опубликованный в газете «Советская культура» от 20 апреля 1973 года под заголовком «Вспоминая друга». —
Ред. |