ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

№ 4 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 4 • С. 35

     

Памяти ушедших

А. М. ИВАНОВ-КРАМСКОЙ

  11 апреля 1973 года в возрасте шестидесяти лет скончался известный гитарист, заслуженный артист РСФСР Александр Михайлович Иванов-Крамской. Его исполнительская, творческая и педагогическая деятельность свыше сорока лет была неразрывно связана с возрождением и развитием богатых традиций русского гитарного искусства, с созда­нием советской школы игры на шестиструнной гитаре.
  Иванов-Крамской родился в 1912 году в Москве, учился в Музыкальном техникуме имени Октябрь­ской революции, а затем в Московской консерва­тории. Концертировать он начал в годы учебы и продолжал эту деятельность до последних дней жизни. Вдумчивый, образованный музыкант, он был неутомимым пропагандистом лучших образ­цов отечественной и зарубежной гитарной классики, произведений советских композиторов. Не ограни­чиваясь сольными концертами, Иванов-Крамской выступал со многими известными вока­листами и инструменталистами. Большой популяр­ностью пользовались музыкальные передачи по радио и телевидению с его участием. Высокое мастерство Иванова-Крамского было отмечено в свое время первой премией на Всесоюзном кон­курсе исполни­телей на народных инструментах (1939) [1].
  Артистическую работу Иванов-Крамской соче­тал с творчеством и педагогикой. Он автор ряда ориги­нальных произведений и транскрипций для гитары.
  Многие годы он преподавал сначала в Музы­кальном училище при Московской консерватории имени Чайковского, а затем в Московском институ­те культуры.
  Большое внимание Иванов-Крамской уделял развитию музыкальной самодеятельности, исполь­зуя возрастающую популярность гитары, которая стала в последние годы подлинно массовым ин­струментом, особенно любимым молодежью. Руко­водимый им свыше десяти лет ансамбль гита­ристов при московском Доме культуры «Красные текстиль­щики» был удостоен звания лауреата на Шестом всемирном фестивале молодежи и студентов.
  Многогранная деятельность Иванова-Крамского в немалой степени способствовала распростране­нию музыкальной культуры, воспитанию художе­ст­вен­ного вкуса у многочисленных поклонников замеча­тельного народного инструмента — гитары.

«Советская музыка», 1973, № 7, с. 144.


[1] По итогам конкурса гитаристам-участникам I пре­мия присуждена не была, лучшими стали А. М. Ива­нов-Крамской (2-я премия), Виль Белильников (3-я премия), Ю. Воронцов и К. Смага (дипломы). — Ред.

 

И. С. Козловский

Александр Иванов-Крамской [1]

(Вспоминая друга)

  Александр Михайлович Иванов-Крамской музы­кант, с которым связывала нас многолетняя твор­ческая дружба. А. М. Иванова-Крамского помню еще до войны, когда он дирижировал оркестром клуба НКВД, хормейстером был А. В. Свешников, супруга Александра Михайловича — Софья Геор­ги­евна Иванова-Крамская — артисткой балета. В этом же коллективе работал и будущий кино­режиссер С. Юткевич.
  С Александром Михайловичем, гитаристом, мы подготовили и осуществили большой концертный репертуар — русские романсы, русские и украин­ские народные песни. Он — большой мастер! Свою любовь к гитаре он передал дочери Наталии Александровне, которая концертировала как гитаристка и вела класс гитары в Московской консерватории. Много раз были с Александром Михайловичем в поездках — и на празднике Глинки в Смоленске, и на Пушкинских праздниках во Пскове, и на Украине, и в Горьком, Влади­мире... Но в нашем долгом творческом содру­жестве бывали моменты, которые оставили во мне горечь. Так я до сих пор не могу объяснить мотив, по которому он отказался ехать со мной в Свердловск на 50-летие оперного театра. Но время прими­ряет.
  Умер Александр Михайлович, как говорят, в одночасье — по дороге на репетицию. Это случилось в городе Минске. Помню его скромные похороны в Москве. Пришлось мне выступать и на суде, защищая интересы семьи.
  Сделал в искусстве многое, очень многое [2]. Скрипач, дирижер, певец, гитарист, композитор. А сколько творческих планов, над которыми он думал, мечтал, но далеко не все осуществил, не все отдал тому обществу, для которого трудился, в котором жил!
  Это самое главное, о чем мы говорим, когда расстаемся с человеком: что он сотворил, чтобы быть достойным памяти людей.
  Музыкальный вклад А. М. Иванова-Крамского в нашу культуру оценивается объемом материала, который он исполнял и сам сочинял. Мастерство виртуоза-гитариста легко измерить — записи его звучат и сегодня.
  Еще совсем недавно он выступал с творческим отчетом на московских заводах, а 11 апреля, в Минске, идя на репетицию, мгновенно расстался с жизнью.
  Живущие ищут оправдания закономерности, печальной закономерности. А надо видеть то, что было главным и лучшим у такого замечательного художника, каким был Александр Михайлович. Это знания, вкус и необычайное трудолюбие.
  В искусстве или все очень просто, или очень сложно. В самом деле, оставить скрипку и перейти на шестиструнную гитару, как поступил А. М. Иванов-Крамской,— это подвижничество, это вера в себя, в инструмент.


[1] Опубликовано в кн.: Козловский И. С. Музыка — радость и боль моя. Воспоминания, письма, статьи, интервью. — М.: Композитор, 1992. — С. 194-195 (Полностью: Олма-Пресс, 2003. — С. 182-183).

[2] С этой фразы и далее — текст, опубликованный в газете «Советская культура» от 20 апреля 1973 года под заголовком «Вспоминая друга». — Ред.

Рейтинг@Mail.ru