ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №5-6, 2012.

№ 5-6 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 5-6 • С. 6 (119)

     

 

«Неизданное стихотворение Аполлона Григорьева»
(Ежемесячные литературные приложения к журналу «Нива» на 1902 год)

   Интересно, что несмотря на существование публикации 1857 года, в Ежемесячных литера­турных приложениях к журналу «Нива» на 1902 год эти стихотворения, объединенные в одно (из «Цыганской венгерки» взяты первые четыре четверостишия), были напечатаны В. А. Григо­рьевым, внуком поэта, как «неизданное стихо­творение Аполлона Григорьева». При этом в публикации «Нивы» приводится с незначитель­ными изменениями почти полный текст «О, говори хоть ты со мной...» (13-е стихотворение цикла «Борьба»), а вот текст из «Цыганской венгерки» с оригиналом существенно расходится: подлинное начало (с измененой первой строкой:

 

«Две гитары за стеной» вместо «...зазвенев»), затем отсутствующее у А. Григорьева четверо­стишие о ре миноре (взятое, очевидно, из книги М. И. Пыляева «Старый Петербург», также, кстати, приводящего его как слова «непечатан­ного романса» Григорьева – Васильева), затем вторая строфа подлинника (с измененными третьей и четвертой строками), затем третья строфа подлинника с очень небольшим искаже­нием. Этот «объединеный» текст и лежит, похо­же, в основе многих последующих нотно-эстрадных публикаций, соединяющих по несколь­ку куплетов из обоих «гитарных» стихотворений Аполлона Григорьева.

* * *

   В историю отечественной гитаристики А. А. Григорьев вошел не только как соавтор «Цыганской венгерки», но и как человек, способ­ствовавший созданию первого печатного труда по истории русской гитары: он всячески поощрял и поддерживал интерес М. А. Стаховича к напи­санию истории семиструнной гитары и способст­вовал публикации его очерка в журнале «Москвитянин». Кроме того, в его публикациях встречается несколько метких оценок и заме-

 

чаний, касающихся гитарной литературы и гитар­ного исполнительства в России. Так, именно ему принадлежит высказывание о гитаристе М. Т. Вы­сотском, как о «гениальном самородке». В отзыве на «Собрание русских народных песен» Стахо­вича, опубликованное в 1851-1854 годах, Аполлон Григорьев, отмечая ряд положительных сторон этого собрания, упрекал автора в том, что его «гитарный аккомпанемент крайне сух и

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рейтинг@Mail.ru