ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №5-6, 2012.

№ 5-6 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 5-6 • С. 1 (3)

     

От редактора. Предисловие к публикации
«Очерка истории семиструнной гитары» М. А. Стаховича.

   То, что с текстом «Очерка истории семи­струнной гитары», опубликованного в журнале «Гитаристъ» (1999, № 1), а затем размещенного и на сайте журнала, «что-то не так», стано­вится ясно уже при первом его внимательном про­чтении: отдельные фразы просто поражают сво­ей абсурдностью, в целых абзацах нет никакой логики, а ряд утверждений прямо противоречит смыслу соседних высказываний. И хотя большая часть текста выглядит вполне правдоподобно, невольно закрадывается сомне­ние в подлинности всего сочинения. Разуме­ется, нелепо было бы предполагать, что кто-то написал его вместо Стаховича, – нет, это и есть очерк Стаховича, но очерк, изуродованный и обезображенный чьим-то варварским вторжени­ем в авторский текст и его грубой «правкой», не считающейся с оригина­лом.
   И все же, завораживающий интерес к первой печатной истории русской гитары, написанной живым современником легендарных уже тогда гитаристов, был настолько велик, что, не счита­ясь с наличием темных и сомнительных мест, он быстро «пошел в народ» – стал множиться и массово распространился по всему Интернету. К этому тексту, как к подлинному, стали обра­щаться уже не только любопытные любители гитары, но и достаточно серьезные исследова­тели ее истории. Во втором номере журнала «История гитары в лицах» мы, в частности, уже обращали внимание наших читателей на то, что в работе А. П. Красюкова «Генерал-гитарист Са­ренко» (2004), написанной известным воронеж­ским энтузиастом гитары, автором нескольких интересных историко-культурных и аналитичес­ких работ по истории гитары, приводятся слова Стаховича, сказанные им о Моркове, как харак­теристика Саренко:

   «М. А. Стахович, свидетельствуя о том, что после смерти А. О. Сихры Василий Степанович занимал первое место среди петербургских гитаристов как "игрок удивительный", писал сле­дующее:

   "Саренко – ученик Сихры, занимающийся музыкой и следящий за её современным ходом в применении к нашему инструменту, разборчи­вый, с тонким вкусом, опытный игрок и мастер замеча­тельный в сочинении для нашего инстру­мента – маэстро; и дай Бог ему более и более успеха в деятельности для пользы семиструнной гитары"».

А вот что действительно написал М. А. Стахо­вич:

   «Лучший ученик Сихры, занимающийся музы­кою и следящий за ее современным ходом в применении к нашему инструменту, разборчивый и тонкий вкусом опытный игрок и мастер замечательный в сочинении для инструмента – Maestro; вот каков Морков; и дай Бог ему более и более успеха и деятельности, для пользы семиструнной гитары».

   Да и фраза о том, что, по мнению Стаховича, Саренко занял место Сихры, тоже основана на, мягко говоря, «непроверенном» тексте. Так, «подлинный» Стахович писал:

   «Как в Петербурге Морков идет далее Сихры, так в Москве Ляхов совершенствует гитару Высотского. Он ученик Высотского, и также усердно занимается гитарою в Москве, как Морков в Петербурге».

 

А вот как звучит Стахович «подправленный»:

   «Как в Петербурге Саренко идет далее Сихры, так в Москве Ляхов совершенствует гитару Высотского. Он ученик Высотского, и также усерд­но занимается гитарою в Москве». (Заметим, что слова «как Морков в Петербурге» из текста исчезают напрочь).

   Вообще, Моркову в «переизданиях» почему-то досталось больше всего. Создается впечат­ление, что его имя сознательно «вымарыва­лось», причем в обоих значениях этого слова: во-первых, в тексте можно насчитать с десяток мест, где вместо «Морков», подставлены либо «Саренко», либо «Циммерман»; а во-вторых, во множестве фрагментов его характеристикам придано нега­тивное значение, прямо противопо­ложное выска­занному Стаховичем. Чего напри­мер стоит вот такая подмена:

   «…художник, не с успехом трудящийся для семиструнной гитары в наше время – Морков, и если есть надежда, что семиструнная гитара не погибнет, а пойдет далее, то я уверен, что не иначе как через руки Циммермана»

вместо

   «…первый художник, с успехом трудящийся для семиструнной гитары в наше время – Морков, и если есть надежда, что семиструнная гитара не погибнет, а пойдет далее, то я уверен, что не иначе как через руки Моркова».

   Не заметить всех этих нелепостей и несты­ковок было, разумеется, очень сложно, и таких, «заметивших», думается, было немало. В 2004 году выходит новое издание «Очерка» [1], подго­товленное криворожским энтузиастом гита­ры, гитаристом-семиструнником Владимиром Петро­вичем Украинцем, которое представлено редак­тором-составителем как исправленное и лишен­ное тех нелепых ошибок, которые присут­ствуют в предыдущих изданиях. Но так ли это?
   Можно ли считать исправленным текст, в котором с той же частотой повторяются ошибки текста исправляемого (а если какие-то и исче­зают, то их место занимают новые)?
   Вот, к примеру, Михаил Стахович рассказы­вает о Циммермане и говорит, что «нет ни одного замечательного гитариста, который бы не сознавал несомненное первенство Циммер­мана со стороны мастерства игры и таланта его для гитары», а после этого прибавляет: «Морков также отдает ему полную справедливость». А в так называемом «исправленном» издании мы по-прежнему видим (стр. 30): «Морков не отдает ему полную справедливость» (вот так: ни одного замечательного гитариста, не осознаю­щего первенства Циммермана, нет, и только недалекий и упрямый Морков… ). Повторяется слово в слово в криворожском издании и проци­тированная чуть выше фраза о том, что спасе­ние семиструнной гитары в «руках Циммер­мана» (стр. 31), вот только редактор снабдил ее сноской, в которой предположил (!) – «Возмож­но Стахович хотел сказать Морков? Ведь речь идет о Моркове». Но почему же хотел?! Он это и сказал!.. На чем же в таком случае основы­вались правки г-на Украин­ца, если он вынужден предполагать?!


[1] Стахович М. А. История семиструнной гитары. – Кривой Рог: Издательский дом, 2004. – 40 с.

     
1 2 3
Рейтинг@Mail.ru
Дилер Хендай: купить хендай ай40 в Москве на официальном сайте.