ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №5-6, 2012.

№ 5-6 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 5-6 • С. 3 (5)

     

через полтора столетия будет критически разби­рать этот очерк Стаховича.
   Позволю себе и еще одну поправку к утверждению, содержащемуся в предисловии В. П. Украинца. На стр. 6 он пишет: «Несмотря на то, что очерк озаглавлен тремя фамилиями: Сихра – Аксенов – Высотский, в нем упомянуты почти все знаменитости этого периода…». На самом деле, «Очерк» вовсе не озаглавлен «тремя фамилиями». «Очерк истории семи­струнной гитары» изначально представлял из себя две статьи. Первая из них, опубликованная в № 13 «Москвитянина» за 1854 год, действи­тельно, имеет подзаголовок «Сихра – Аксенов – Высотский», в точности соответствующий ее содержанию. Вторая статья – «Продолжение истории семиструнной гитары (Письмо к А. А. Григорьеву)» – являющаяся развитием первой, была опубликована в № 15-16 следующего, 1855 года, и также имела соответствующий ей подзаголовок – «Современные гитаристы».
   На то, что правки в переиздании делал не Стахович, указывает, кстати, и содержание самих исправлений. Заключая свой очерк Стахович писал: «Сихра в первый раз сделал опыт устройства семиструнной гитары в Вильне в конце 1790 годов, а усовершенствовал ее в Москве... Теперь стало быть семиструнная гитара существует лет около 60-ти». В 1864 году последняя фраза предстала уже в таком виде: «Теперь стало быть семиструнная гитара существует лет около 70-ти». Обратите внима­ние, что редактор «накинул» семиструнке 10 лет – столько же отделяет эту публикацию от момента появления «Истории» в «Москвитя­нине» (1854/55 – 1864), но Стахович был убит 26 октября 1858 года – через три с половиной года после выхода второй статьи, а, стало быть, этих десяти лет не прожил и не мог сделать такую правку. Если оригинальный текст Стаховича «редактировался» прямо перед переизданием очерка, т. е. в 1864 году, то тогда становятся понятны и «странности» с именем Моркова: в конце этого года его не стало (а были и такие, что полагали Моркова мертвым уже и в 1863 году [6]), а для сохранения «актуального» времени (ведь у Стаховича Морков есть, а не был: это он «идет дальше», «есть теперь», это ему «дай Бог успеха в деятельности» и т. п.), новый редактор не нашел ничего более уместного, как подыскать Моркову подходящую «еще живую» замену и более всего на эту роль подходил Саренко (ну, кое-где еще и Циммерман)…
   Цепочку мелких неточностей повлекло за собой и объединение двух статей в один очерк. Поскольку одна из них была написана в форме письма к Григорьеву, редактор заменил все личные обращения и обороты на, так сказать,


[6] Кстати говоря, требующий от Стаховича точности в датах В. П. Украинец, сам такой точностью не блещет – в конце книги он поместил фотографии основных фигурантов очерка с датами их жизни, где понаделал кучу ошибок: Морков – 1802-1863 вместо 1801-1864; Александров – 1808-1880 вместо 1818-1884 (5.01.1885 по н. ст.); Ветров – 1819-1877 вместо 1812-1877; Циммерман – 1813-1882 вместо 1806-1888.
   Датой рождения Ф. М. Циммермана часто назы­вают еще 1808 г., однако сохранился следующий документ: «1812 года ноября 24 дня, вдова, генерал-майорша Елизавета Михайловна Циммерман изъясняет, что покойного ее сына Михаила Федоровича Циммермана остались дети: Федор – 6 лет, Михаил – 4 лет, Александр – 3 лет, Владимир – 1 года и дочь Елизавета – 5 лет, рожденные от законного брака с польской дворянкой Юозефиной Матвеевной, которые в родословную книгу еще не внесены», откуда следует, что родился он в 1806 году. Что касается года смерти, то имеется доверенность, выданная сестрой Ф. М. Циммермана Елизаветой Михайловной Циммерман-Камбаровой своему брату, «писаная в с. Земетчино в 1888 г.», а значит он умер не ранее указанного в ней года.

 

неопределенные: «ты знаешь» – «все знают», «ты назвал в одной статье Высотского само­родком» – «назвали же в одной статье Высот­ского самородком», «ты, постоянный москвич, можешь за этим следить» – «москвичи могут за этим следить», «тебе известно» – «давно (или всем) известно» и т. д.
   Таким образом, говоря об «Очерке истории семиструнной гитары» М. А. Стаховича, следует признать, что существует только один ориги­нальный текст этой работы и он был опубликован при жизни его автора в виде двух статей: «Очерк истории семиструнной гитары. Сихра – Аксенов – Высот­ский» («Москвитянин», 1854, Т. 4, № 13, отд. «Смесь», с. 1–17) и «Продолжение истории семиструнной гитары (Письмо к А. А. Григорь­еву). Современные гитаристы» (там же, 1855, Т. 5, № 15–16, с. 227—238). Все последую­щие переиздания до сих пор несли на себе следы своеволия их редакторов. Напомним, что повторно очерк был напечатан спустя почти десять лет в журнале «Якорь» (1864, № 14), и в том же 1864 году текст этой публикации книгоиздатель Федор Стелловский выпустил отдельной брошюрой (перепечатав его из журнала «Якорь», издате­лем которого также был он) под названием «История семиструнной гитары» (Спб., 1864). Можно предположить, что инициатива повторить «Очерк» Стаховича в «Якоре» могла принад­лежать Ап. Григорьеву (ведь именно он активно способствовал ее первому появлению в печати), который с марта 1863 г. (начало выхода) по январь 1864 года, по просьбе Ф. Т. Стел­ловского, был редактором этого издания, однако осуществилось оно, дума­ется, уже без его участия, поскольку в 1864 г. А. А. Григорьев (продолжая формально числиться редактором «Якоря») [7] переключился на работу в журнал «Эпоха» (бывший «Время»), возглав­лявшийся братьями Ф. М. и М. М. Досто­евскими. Эти годы были в жизни Григорьева невероятно тяжелыми (25 сентября 1864 года он умер от апоплексического удара, дважды за этот год отсидев в долговой тюрьме, из которой в последний раз был выкуплен лишь за три дня до смерти), поэтому, даже если он и причастен каким-либо образом (пусть и не прямо) к выходу искаженного «Очерка» Стаховича, мы вряд ли смеем осуждать его за то, что он не сумел этому воспрепятствовать.
   В чем В. П. Украинец безусловно был прав, так это в том, что «Очерк» Стаховича уникален и заслуживает переиздания, однако осущест­влено оно должно быть в том виде, в каком вышло из под пера автора. Именно это мы и делаем, а для того чтобы избежать дальнейших дискуссий о точности текста, параллельно каждой странице размещаем еще и ее фотогра­фический оригинал из журнала «Москвитянин».
   При публикации мы пишем большинство слов в их современной орфографии, оставляя однако в неприкосновенности слова и обороты, которые не всегда правильны с точки зрения современ­ной грамматики, но характеризуют специфику авторской речи. Авторская пунктуация нами также, по преимуществу, сохранена; ее исправ­ления сведены к минимуму и делаются только там, где мы посчитали это наиболее целесооб­разным. Мы сочли также необходимым снабдить текст собственными примечаниями и коммента­риями, которые, на наш взгляд, будут полезны современному читателю и помогут ему лучше воспринять и понять сообщаемую автором информацию.

Виктор Тавровский


[7] Последняя рецензия за подписью А. Григорьева была напечатана в № 2 журнала «Якорь» от 11 января 1864 г.


   В дополнение к сказанному хотел бы еще заметить, что и содержащийся в приложении к диссертации О. В. Тимофеева английский перевод "Очерка истории семиструнной гитары" в своей первой части также содержит ошибки, вызванные тем, что автору удалось найти лишь один из номеров "Москвитянина" с его оригинальной публикацией. Олег Тимофеев, в частности, пишет: «Я также сверялся со второй частью журнальной версии: М. Стахович, "Продолжение истории семиструнной гитары", Москвитянин (1854): 226-238. Мне не удалось найти первую часть этой версии». (См.: Timofeyev, O. V. The Golden Age of the Russian Guitar: Repertoire, Performance, Practice, and Social Function of the Russian Seven-String Guitar Music, 1800-1850 [Золотой век русской гитары: репертуар, исполнительская практика и социальные функции русской семиструнной гитарной музыки (1800–1850)]: dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in the Department of Music in Graduate School of Duke University / O. V. Timofeyev, 1999. – С. 442, примечание 3). С сожалением следует констатировать, что некоторые положения диссертации О. В. Тимофеева базировались из-за этого на цитатах искаженного текста Стаховича. Так, говоря о Саренко, он на стр. 390 (гл. V) приводит фразу, о неверности которой я уже сказал в предисловии, а именно: «Как в Петербурге Саренко идет далее Сихры, так в Москве Ляхов совершенствует гитару Высотского» (там же, с. 390). Причем, на анализе именно этого высказывания, которое О. В. Тимофеев считает очень значимым и существенным, им  строится целый параграф работы.

   Не знал, судя по всему, подлинного текста очерка Стаховича и Валериан Алексеевич Русанов. В своей автобиографии он говорит о нем, как о «маленькой, серенькой книжке, отпечатанной чуть ли не на оберточной бумаге» (Заяицкий С. С. Интернациональный союз гитаристов. М.: Тип. А. В. Васильева и Ко, 1902. – С. 57). Но наиболее верным тому подтверждением служит примечание, сделанное Русановым в биографии Сихры относительно года смерти последнего, а именно: «В очерке М. А. Стаховича и Словаре Толя ошибочно показан год смерти А. О. Сихры 1851» (Русанов В. А. Гитара и гитаристы. Вып. 2, стр. 40). Между тем в оригинальном тексте Стаховича такой даты нет, она появляется уже в изданиях Стелловского: «...еще важнее то обстоятельство, что семиструнная гитара изобретена в России, что ее изобрел человек, умерший в 1851 году». Стахович же, говоря о смерти Сихры, буквально писал следующее: «...еще важнее то обстоятельство, что семиструнная гитара изобретена в России, что ее изобрел человек, умерший года три или четыре тому назад» (написано в 1854 году). А. О. Сихра, как мы сегодня знаем, скончался 3 декабря 1850 года, т. е., действительно, примерно за три с половиной года до опубликования очерка М. А. Стаховичем.

   Единственным известным нам автором (не имевшим, думаю, вообще никакого отношения к гитаре!), кто совершенно четко и правильно назвал где и когда была опубликована Стаховичем его работа по истории гитары, является Анна Ивановна Журавлева (1938—2009) — советский и рос­сийский литературовед, историк русской литературы, профессор филологического факультета МГУ, которая в своей книге "Русская драма и литературный процесс XIX века: от Гоголя до Чехова" (изд. МГУ, 1988), разбирая в главе "Драма и проблема народа в литературе 50-60-х годов" тематику материалов журнала "Москвитянин", после перечисления наиболее заметных исторических и фольк­лорно-этнографических материалов, добавляет: "Наряду с подобными материалами публикуются статьи-исследования. Таковы статья А. Григорьева о русских народных песнях (1854, No 15), серьезная работа М. Стаховича «Очерки истории семиструнной гитары» (1854, No 13 и 1855, No 15—16)" (стр. 54).

     
1 2 3
Рейтинг@Mail.ru