ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 1 (7) / 2013

№ 1 (7) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 1 (7) • С. 29

   

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ», 1989, № 16. – С. 21

ОТЗВУКИ БЫЛОГО

Илья был в славе. Игрывал тогда
Еще Высотский... Где вы, дни былые,
Где они, те звуки огневые?

М. Стахович

   14 декабря 1825 года... Трагедия на Сенатской площади стала как бы водоразделом между двумя эпохами: в прошлом остался романтизм с его верой в скорое духовное обновление, на смену же ему пришли общественная апатия, нигилизм, оцепенение. Произошел временной скачок, духовно отрезавший одно поколение от другого. Романтики, пришедшие из прошлой эпохи, ощущали себя призраками в новом для них мире. В лучшем случае они находили сочувствие, но все меньше понимания. И посыпались, словно осенние листья в ненастье... Веневитинов, Грибоедов, Дельвиг, Пушкин, Лермонтов... Одних отозвала судьба, другие, самые дерзкие, вызвали на дуэль эпоху и ушли непобежденными в этой неравной борьбе.
   Творческая меланхолия поразила и гитаристов, слава которых взошла на высокой волне гитарного романтизма. Самые гордые, вроде Аксенова, оставили подругу-семиструнную, когда высшее и образованное сословие перестало «слышать» звуки их инструмента, другие, как Ляхов, чувствовали себя изгоями...
   В годы гитарного «застоя» погибло немало произведений Высотского, Сихры, Аксенова. Почти ничего не осталось от огромного творческого потенциала Циммермана (он не записывал свои пьесы, не видя в этом надобности). Исчезли, будучи неизданными, произведения Стаховича, Пузина и многих других талантливых гитаристов, столичных и провинциальных. Русская гитарная школа, которая вместе с цыганским творчеством создала уникальный культурный пласт, постепенно сходит на нет.
   Во второй половине XIX столетия интерес к гитаре, как в Европе, так и в России резко падает. Повсеместно ее вытесняет фортепиано. Русская музыкальная практика воспринимает европейские каноны, сохраняя, правда, при этом национальный интонационный строй. В русле тех же европейских канонов творят и весьма удачно талантливые гитаристы-семиструнники второй половины XIX столетия, такие, как Циммерман, Александров, Ветров, однако, словно завороженные отблеском былого величия, они продолжают собирать и обрабатывать фольклор. М. Стаховичем, например, было опубликовано «Собрание русских народных песен» в сопровождении семиструнной гитары, которые позже использовали в своем творчестве А. Н. Серов, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков. Сборник «Пятьдесят русских народных песен» для гитары создал А. Ветров.
   Не уступали русские гитаристы европейским и в оригинальном творчестве, а их фантазии и вариационные циклы не имеют аналогов в мировой литературе. Стахович, будучи учеником знаменитого М. Высотского, сам прекрасно владел гитарой, знал многих гитаристов, в том числе и иностранных, поэтому очень ценен для нас его отзыв о русских музыкантах того времени: «Эти виртуозы на гитаре - русские, но они не уступают никому в Европе, а может быть и превзойдут еще европейских гитаристов: довольно указать на одного Ф. М. Циммермана»... «Паганини семиструнной гитары и по игре и по сочинениям» - называл Стахович Циммермана.
   Мнение его разделяли и А. И. Дюбюк, и знаменитый М. Д. Соколовский, который назвал Циммермана «музыкальным чудом», а игру ставил выше своей.
   Несмотря на стремительный упадок интереса к гитарному искусству в середине XIX века, школы Сихры, Высотского некоторое время еще развивались по инерции, однако, подчиняясь общей тенденции, все более европеизировались. Успех фортепиано тревожил воображение гитаристов. Лучшие, самые талантливые из них, стремились создавать оригинальные пьесы, раскрывающие все новые и новые возможности гитары: тональные, гармонические,
 

1 2
Рейтинг@Mail.ru