ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 1 (7) / 2013

№ 1 (7) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 1 (7) • С. 37

   

«НАРОДНИК», 1998, № 4, с. 12-13

ПАМЯТИ ДРУГА

   19 августа 1998 года в последний раз отговорила русская гитара в руках Сергея Орехова. Отговорила как всегда страстно, горячо, исповедально. К сожалению, отговорила навсегда, чтобы отойти в вечность. Нам, ныне живущим, остается только память о нем как спасительный знак в непостоянстве времени и как проблеск надежды - его чудесная ворожба на семи говорящих струнах.
   Сергей Дмитриевич - феноменально одаренный музыкант, талантливейший гитарист, который приходит раз в столетие, чтобы поведать миру нечто сокровенное, то, что не положено сжигать ни в какой злобе дня, ибо злоба проходит, а свет невечерний западает в душу навсегда.
   Сергей Орехов - действительно явление уникальное в истории русской гитары. С одной стороны, его необыкновенная музыкальная одаренность, а с другой - его вписанность в весь контекст глубинной русской духовности, нередко столь неожиданно заявляющей о себе, будь то каменное зодчество или инструментальная музыка, в частности, семиструнная гитара. Русскому сердцу близки и ликующая вязь каменных соборов, что невесомо рвется ввысь, и чудесное колдовство гитарных импровизаций. Свобода, порыв, страсть, удаль и глубокий надрыв - все это придает подлинно русскому таланту неповторимое обаяние, когда, по словам поэта, «забываю небо, землю, самого себя...» Вот это и есть отправная точка русского надрыва - забыть самого себя, избавиться от наваждения таланта, преодолеть его всеми силами, чтобы прозреть свет... И тянется греховная душа к забытью не из корысти, а дабы уцелеть, ибо тяжела шапка Мономаха... И бьется тогда взыскующая душа, будто стянутая тонкой гитарной струной, бьется, будто подранок, в неумелых руках судьбы и пленительно, и страшно...
   Гитара пришла на Русь через западные провинции великой империи, втягивающей в себя все новомодные культурные явления Запада, на первый взгляд, раболепно и безоглядно, чтобы затем доказать ему, изумленному, свою способность перевоплощаться, как издревле, - грянув оземь...
   Так вот, если А. Сихра - патриарх русских гитаристов, а попросту - основоположник русской гитарной школы, еще был близок европейским канонам, то знаменитый московский гитарист М. Т. Высотский проявляет подлинную «почвенность», то есть делает гитару в 20-30-х годах прошлого столетия воистину русским народным инструментом. Он же доводит русскую семиструнную до вершин музыкального творчества, превзойдя во многих отношениях не только отечественных, но и европейских гитаристов. Он-то и привнес в русскую гитарную школу национальный колорит и особый импровизационный метод творчества, заложенный изначально в народной песне.
   Вот эта творческая свобода, импровизационная манера изложения музыкального материала дожила до наших дней в лице московского гитариста-виртуоза Сергея Орехова
   Нередко не только публика, но и артисты оркестра - музыканты, народ, как известно, искушенный, стоя, долгими овациями выражали свое восхищение его блестящей игрой.
   В чем же обаяние творчества Орехова?
   Во-первых, конечно же, удивительная виртуозная техника. Виртуозная в полном смысле этого слова, то есть легкость, полетность при глубине и изяществе звука, та особенная «ореховская» бархатистость звучания гитары.
   Во-вторых, вольная, раскованная манера игры, импровизационность, идущая из глубин русской гитарной школы, в частности от Высотского. Недаром сравнивают Орехова с гениальным Высотским и считают во многом справедливо, что после него в России не было гитариста столь одаренного.
   Орехов - творец инструментально-гитарных откровений особого смысла. Его творчество - это в узел стянутое время. Он оживотворяет ушедшие времена и рожденные тем временем мотивы, оживотворяет, облекая их в новую плоть, в новые облики и в новые образы, и они становятся созвучными, органичными сегодня, сейчас и на грядущее. Такое позволено только незаурядному таланту.
   К тому же его исполнительский дар был равен творческому, что тоже не простое и не частое явление. Его обработки и фантазии пленяют исключительной задушевностью и проникновением в самую сущность изначального материала. Исполнительский посыл Орехова - это сказать трепетно, тонко, филигранно и с русской удалью.
   Конечно, на Орехова, как и на Высотского, оказало влияние цыганское творчество, потому что он много лет работал с исполнителями цыганского романса, однако и в аккомпанементе он сохраняет свою индивидуальность и выявляет виртуозное владение гитарой: каждый его
 

1 2
Рейтинг@Mail.ru