ПАМЯТИ ДРУГА
19 августа 1998 года в последний раз отговорила
русская гитара в руках Сергея Орехова. Отговорила как всегда страстно,
горячо, исповедально. К сожалению, отговорила навсегда, чтобы отойти в
вечность. Нам, ныне живущим, остается только память о нем как
спасительный знак в непостоянстве времени и как проблеск надежды - его
чудесная ворожба на семи говорящих струнах.
Сергей Дмитриевич - феноменально одаренный музыкант, талантливейший
гитарист, который приходит раз в столетие, чтобы поведать миру нечто
сокровенное, то, что не положено сжигать ни в какой злобе дня, ибо злоба
проходит, а свет невечерний западает в душу навсегда.
Сергей Орехов - действительно явление уникальное в истории русской
гитары. С одной стороны, его необыкновенная музыкальная одаренность, а с
другой - его вписанность в весь контекст глубинной русской духовности,
нередко столь неожиданно заявляющей о себе, будь то каменное зодчество
или инструментальная музыка, в частности, семиструнная гитара. Русскому
сердцу близки и ликующая вязь каменных соборов, что невесомо рвется
ввысь, и чудесное колдовство гитарных импровизаций. Свобода, порыв,
страсть, удаль и глубокий надрыв - все это придает подлинно русскому
таланту неповторимое обаяние, когда, по словам поэта, «забываю небо,
землю, самого себя...» Вот это и есть отправная точка русского надрыва -
забыть самого себя, избавиться от наваждения таланта, преодолеть его
всеми силами, чтобы прозреть свет... И тянется греховная душа к забытью
не из корысти, а дабы уцелеть, ибо тяжела шапка Мономаха... И бьется
тогда взыскующая душа, будто стянутая тонкой гитарной струной, бьется,
будто подранок, в неумелых руках судьбы и пленительно, и страшно...
Гитара пришла на Русь через западные провинции великой империи,
втягивающей в себя все новомодные культурные явления Запада, на первый
взгляд, раболепно и безоглядно, чтобы затем доказать ему, изумленному,
свою способность перевоплощаться, как издревле, - грянув оземь...
Так вот, если А. Сихра - патриарх русских гитаристов, а попросту -
основоположник русской гитарной школы, еще был близок европейским
канонам, то знаменитый московский гитарист М. Т. Высотский проявляет
подлинную «почвенность», то есть делает гитару в 20-30-х годах прошлого
столетия воистину русским народным инструментом. Он же доводит русскую
семиструнную до вершин музыкального творчества, превзойдя во многих
отношениях не только отечественных, но и европейских гитаристов. Он-то и
привнес в русскую гитарную школу национальный колорит и особый
импровизационный метод творчества, заложенный изначально в народной
песне.
Вот эта творческая свобода, импровизационная манера изложения
музыкального материала дожила до наших дней в лице московского
гитариста-виртуоза Сергея Орехова
Нередко не только публика, но и артисты оркестра - музыканты, народ, как
известно, искушенный, стоя, долгими овациями выражали свое восхищение
его блестящей игрой.
В чем же обаяние творчества Орехова?
Во-первых, конечно же, удивительная виртуозная техника. Виртуозная в
полном смысле этого слова, то есть легкость, полетность при глубине и
изяществе звука, та особенная «ореховская» бархатистость звучания
гитары.
Во-вторых, вольная, раскованная манера игры, импровизационность, идущая
из глубин русской гитарной школы, в частности от Высотского. Недаром
сравнивают Орехова с гениальным Высотским и считают во многом
справедливо, что после него в России не было гитариста столь одаренного.
Орехов - творец инструментально-гитарных откровений особого смысла. Его
творчество - это в узел стянутое время. Он оживотворяет ушедшие времена
и рожденные тем временем мотивы, оживотворяет, облекая их в новую плоть,
в новые облики и в новые образы, и они становятся созвучными,
органичными сегодня, сейчас и на грядущее. Такое позволено только
незаурядному таланту.
К тому же его исполнительский дар был равен творческому, что тоже не
простое и не частое явление. Его обработки и фантазии пленяют
исключительной задушевностью и проникновением в самую сущность
изначального материала. Исполнительский посыл Орехова - это сказать
трепетно, тонко, филигранно и с русской удалью.
Конечно, на Орехова, как и на Высотского, оказало влияние цыганское
творчество, потому что он много лет работал с исполнителями цыганского
романса, однако и в аккомпанементе он сохраняет свою индивидуальность и
выявляет виртуозное владение гитарой: каждый его
|