ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ПЕТР ИВАНОВИЧ
ЮРГЕНСОН

музыкальный издатель

Москва, Россия

 

 

  ИЗДАТЕЛИ

     

Петр Иванович Юргенсон (1836-1903)ЮРГЕНСОН, Петр Иванович, род. 5 (17) июля 1836, Ревель (ныне Таллинн, Эстония), — ум. 20 декабря 1903 [4 января 1904], Москва, — основатель значительнейшей в России музы­кально-издательской фирмы. Сын бедного рыба­ка. В 1850 году был отправлен на обучение в Санкт-Петербург, где сделался мастером-граве­ром (гравировщиком нот в нотоиздатель­стве М. И. Бернарда). С 1855 по 1858 год служил приказчиком в музыкальной торговле и изда­тельстве Ф. Т. Стелловского, в 1859 г. — семь месяцев работал в музыкальной фирме А. Бит­нера. В 1859 г. переехал в Москву в качестве управляющего торгового дома К. Шильдбаха*. В 1861 открыл здесь собственную музыкальную торговлю (магазин открылся 10 августа 1861 года на углу Большой Дмитровки и Столеш­никова переулка; в конце 1880-х годов он переехал в Неглинный проезд, ныне Неглинная улица), а в 1867 — основал собственную ното­печатню. 1862 году издал полное (первое в то время) собрание фортепианных сочинений Мендельсона, 1862-64 гг. — сборники романсов Шуберта и Шумана под редакцией Н. Рубин­штейна. В 1869 году издал полное собрание фортепианных сочинений Шумана (первое), в 1873 — полное собрание сочинений Шопена. Юргенсоном были приобретены также издания более 20 других русских фирм (Мелье, Эрлангера, Грейнера и Бауера, Линева, Карцева, Круга, Штюрмера и Габлера, М. Бернарда [1885, 8000 №№], Мейкова, Лейброка, Зеецена в Риге, Битнера, Я. Соколова, Бернарди в Одессе, К. Бернгарда и Гёнера). Число музыкальных произведений, изданных П. И. Юргенсоном за 42 года (1861–1903) составило 29 000 №№, напечатанных с 300 000 гравированных металлических досок. В этом числе было издано: 20 оркестровых партитур опер и балетов; 200 партитур оркестровых произведений, 224 партитуры для военного оркестра, 126 клавиров для пения с фортепиано, 112 произведений камерной музыки, 1520 духовно-музыкальных сочинений, 2000 хоровых произведений,  820 томов «Дешёвого издания в томах» и пр. В издательстве П. Юргенсона выходили также различные учебники и пособия по музыке (90 школ для разных инструментов и пения, 150 книг по теории музыки), биографические очерки русских композиторов В. Баскина (А. Г. Рубинштейн, 1886; М. П. Мусоргский, 1877; А. Н. Серов, 1890), П. Веймарна (М. И. Глинка, 1892), очерк жизни и деятельности Г. Берлиоза и его сочинение «Дирижер оркестра» и др.

В руках П. И. Юргенсона со временем объединились нотные гравированные доски 22 издательств. Из них 13 петербургских: М. Бернарда (в 1885), к которому еще в 1830 перешла нотопечатня Дальмаса, Мелье (в 1870), Иотти (в 1870), Карцева (в 1877), Круга, Штюрмера, Габлера (в 1880), Лейброка (в 1890), А. Битнера (в 1894), Я. Соколова (в 1898), К. Бернгарда (в 1902), Гёнера (в 1903); 8 москов­ских: К. Мейкова (который сам являлся преемником Рейнсдорпа, Ленгольда и Грессера [с 1787 по 1864]), Эрлангера (в 1873), Грейнера и Бауера (в 1877), Линева (в 1877) и наконец Зеецена в Риге (в 1892) и Бернарди в Одессе (в 1900) (Юргенсон Б. П. Очерк истории нотопечатания. М.: Музсектор, 1928. – С. 40).

В 1878 году Юргенсон понизил цену своих изданий почти на половину, чем повлиял вообще на удешевление нот в России, что отчасти было причиной перехода в его руки многих мелких издательских фирм. Заслугой фирмы является также усовершерствование нотопечатного дела, а также издание в небывалых ранее размерах оркестровых и хоровых партитур и книг по музыке. Первенствующее место среди изданий Юргенсона занимают сочинения Чайковского, с которым он находился и в личных дружеских отношениях. Юргенсон был душеприказчиком композитора и свидетелем при составлении им завещания, а П. И. Чайковский стал крестным отцом сына Юргенсона Бориса. Кроме его сочинений, классиков и перепечаток, фирмою изданы все сочинения Аренского, Ипполитова-Иванова, Симона; большинство сочинений Глинки, Даргомыжского, А. Рубинштейна и множество других русских авторов, старых и новых. За период с 1872 по 1908 год фирма получила 15 наград на международных и российских промышленных и книжных выставках.

Информация об издателе, на книгах П. Юргенсона

Продажи в Санкт-Петербурге осуществлялись через магазин старшего брата издателя Иосифа Ивановича Юргенсона (1829-1910), в 1871 г. открывшего там свою торговлю. Фирма имела свое отделение в Лейпциге, торговые представительства в Париже и Лондоне, а также торговые связи с Америкой, Мексикой, Аргентиной, Австралией и некоторыми другими странами. При ее магазине в Москве (Неглинный проезд, 14) в начале 1903 года была открыта первая в России бесплатная музыкальная читальня — Бесплатный кабинет для чтения музыкальных журналов (более 30 периодических изданий по музыке на русском, чешском, немецком, французском, итальянском и английском языках). Объявляя об открытии читальни, «Русская музыкальная газета» (1903, № 1, с. 23), сообщала, что при ней предполагается создать также справочный музыкальный отдел (музыкальные словари, каталоги, календари и т. д.). После смерти П. И. Юргенсона, бывшего 30 лет членом дирекции московского отделения Императорского Русского Музыкального общеста, фирма перешла в руки его сыновей, Бориса Петровича (1868-1935; окончил в 1891 г. юридический факультет Московского университета) и Григория Петровича (1872-1936). Б. П. Юргенсон перевел на русский язык с 5-го немецкого издания «Музыкальный словарь» Г. Римана, а также написал несколько статей русского дополнения к нему; кроме того им была издана брошюра «К проекту законоположений об авторском праве на музыкальные произведения» (1898), составлен тематический указатель сочинений П. И. Чайковского (1897) и опубликована книга «Очерк истории нотопечатания: С приложением перечня нотных изданий XV-XVI веков и кратких сведений о главнейших печатниках, граверах и издателях XVI-XVIII веков» (М., Музсектор, 1928). В ноябре 1918 года за месяц до выхода Декрета о национализации нотных магазинов, складов, нотопечатен и нотоиздательств, комитет фирмы при участии Б. П. Юргенсона постановил передать издательство (с нотопечатнями) и торговлю советской власти. В декабре 1918 года на базе издательства при содействии братьев Бориса и Григория Юргенсонов был организован издательский подотдел Музыкального отдела Наркомпроса, при котором было образовано Государственное музыкальное издательство (Госиздат), явившееся предшественником современного издательства «Музыка». Б. П. Юргенсон до 1930 года являлся работником Музсектора Госиздата. В 2004 году нотоиздательство П. Юргенсона было возрождено при участии иностранных акционеров.

В ноябре-декабре 2011 года к 175-летию со дня рождения П. И. Юргенсона и 150-летию со дня основания его музыкального издательства в отделе ГЦММК им. М. И. Глинки – Культурном центре имени П. И. Чайковского была проведена выставка «П. И. Юргенсон: нотоиздатель и меценат», организованная ГЦММК им. М. И. Глинки и Фондом П. Юргенсона, возглавляемым правнуком нотоиздателя Б. П. Юргенсоном. Выставка показала необычайную широту и размах музыкально-издательского дела П. И. Юргенсона, которое поистине являлось главной любовью и делом всей его жизни. В своем завещании Петр Иванович Юргенсон написал: «Я всей душой предавался служению этому делу, оно мне очень близко к сердцу было не только по выгоде, но как создание мое, приносящее пользу не только мне, но и очень многим». Кроме того, к юбилею выдающегося русского музыкального издателя был снят документальный фильм «Петр Юргенсон: вчера, сегодня, завтра» (продюсер и режиссер-постановщик: Анастасия Юргенсон, сценарий Леонида Шабаева и Анастасии Юргенсон).

Москва, Неглинный проезд


* Шильдбах (Шилдбах), К. Ф., – гравер и печатник конца XVIII и начала ХХ вв., немец, печатал в Москве; позднее фирма значилась "C. F. Schildbach et C°". В каталоге Российской государственной библиотеки значатся изданные Шильдбахом следующие произведения М. Т. Высотского: Русские песни, вальсы, мазурки и экоссезы, легкие и приятные для слуха: Соч. для 7-струн. гитары М. Высоцкого (М.: К. Шилдбах, [1830]. – 7 с.); Тема с вариациями / Соч. для семиструн. гитары М. Высоцкого (М.: К. Шилдбах, 1830. – 3 с.); Швейцарская песня: (Steh nur auf): Для 7-струн. гитары / Петая г-жою Зонтаг; Тема, аранж. с ф.-п. для семиструн. гитары и сочиненные к ней вариации М. Высоцким (М.: К. Шилдбах, 1830. – 3 с.).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Рейтинг@Mail.ru