ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ФЕДОР
ТИМОФЕЕВИЧ
СТЕЛЛОВСКИЙ

издатель-коммерсант,
торговец нотами и книгами

С.-Петребург, Россия

 

 

  ИЗДАТЕЛИ

     

Ф. Т. Стелловский приобрел печальную известность также как человек, неоднократно судившийся с другими издателями, сестрой Глинки Л. И. Шестаковой, с дирекцией императорских театров и др. Пользовался дурной славой у многих русских писателей и композиторов, сочинения которых нередко выпускал на весьма невыгодных для них условиях, подстерегая их в тяжелые минуты жизни, когда они были согласны на любые условия. Именно так Стелловский выпустил произведения А. Ф. Писемского, В. В. Крестовского, Ф. М. Достоевского, а сочинения Глинки купил в 1861 всего за 25 руб. у его сестры Л. И. Шестаковой, с которой к тому же впоследствии вел долгий судебный процесс по вопросу о выполнении договора. По этому поводу Достоевский писал о Стелловском 19 марта (1 апр.) 1871 А. Н. Майкову: "Денег у него столько, что он купит всю русскую литературу, если захочет. У того ли человека не быть денег, который всего Глинку купил за 25 целковых" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1986. Т. 29, кн. 1.С. 190). В 1865 году кабальный договор со Стелловским вынужден был заключить и сам Достоевский. В своем письме к Анне Васильевне Корвин-Круковской (17 июня 1866, Москва) он писал: "...Прошлого года я был в таких плохих денежных обстоятельствах, что принужден был продать право издания всего прежде написанного мною, на один раз, одному спекулянту, Стелловскому, довольно плохому человеку и ровно ничего не понимающему издателю. Но в контракте нашем была статья, по которой я ему обещаю для его издания приготовить роман, не менее 12-ти печатных листов, и если не доставлю к 1-му ноября 1866-го года (последний срок), то волен он, Стелловский, в продолжении девяти лет издавать даром, и как вздумается, все что я ни напишу безо всякого мне вознаграждения. Одним словом, эта статья контракта совершенно походила на те статьи петербургских контрактов при найме квартир, где хозяин дома всегда требует, что если у жильца в его доме произойдет пожар, то должен этот жилец вознаградить все пожарные убытки и, если надо, выстроить дом заново" (Достоевский Ф. М. [Cочинения]. Т. 28, кн. 2. Письма [1860-1868]. - стр. 159-160). "... Стелловский беспокоит меня до мучения, даже вижу во сне", – пишет он вскоре в другом письме (А. П. Милюкову, 10-15 июля 1866. Люблино) (там же, с. 166). Анна Григорьевна Сниткина, "стенографка", приглашенная Достоевским, через три месяца ставшая женой писателя, которой Достоевский всего за 26 дней надиктовал для Стелловского роман «Игрок», о кредиторе своего мужа писала:  «Стелловский был хитрый и ловкий эксплуататор наших литераторов и музыкантов (Писемского, Крестовского, Глинки). Он умел подстерегать людей в тяжелые минуты и ловить их в свои сети. Цена три тысячи за право издания была слишком незначительна ввиду того успеха, который имели романы Достоевского. Самое же тяжелое условие заключалось в обязательстве доставить новый роман к 1 ноября 1866 года. В случае недоставления к сроку Федор Михайлович платил бы большую неустойку; если же не доставил бы роман и к 1 декабря того же года, то терял бы права на свои сочинения, которые перешли бы навсегда в собственность Стелловского. Разумеется, хищник на это и рассчитывал» (А. Г. Достоевская, Воспоминания. М. 1971, с. 58). Уже после смерти Стелловского Достоевский в своих рабочих заметках сделал запись: «Стелловский. Этот замечательный литературный промышленник кончил тем, что сошел с ума и умер» (Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т. 24. Дневник писателя за 1876 год (ноябрь-декабрь). — Л.: Наука, 1982. — Стр. 237). Эта характеристика — «литературный промышленник» — является, пожалуй, наиболее точным определением сути отношения Стелловского к своей издательской деятельности.

Не менее резко в связи с характером "сотрудничества" Стелловского с Достоевским отзывались об "эксплуататоре-издателе" (В. П. Буренин) и многие известные литераторы. Имя г. Стелловского,  писал поэт и литературный критик В. П. Буренин (1841-1926), «должно покрыться вечным позором с появлением писем Достоевского, излагающих эксплуататорские махинации этого "собственника" сочинений разных авторов, питавшегося на их счет с усердием присосавшегося к крови вампира» (Буренин В. П. Критические этюды. СПб.: тип. А. С. Суворина, 1888. – С. 166-167). Писатель и философ Д. С. Мережковский (1866-1941) в книге «Жизнь и творчество Л. Толстого и Достоевского» (СПб., изд. М. В. Пирожкова, 1903; 3-е изд.) называет Стелловского "самым ожесточенным из кредиторов" писателя и "откровенным негодяем" (стр. 144). Впрочем, современный российский писатель и литературовед, исследователь творчества Ф. М. Достоевского, автор энциклопедии «Достоевский», считает необходимым отдать должное и Стелловскому:

Вполне понятно, почему Достоевский весьма недобро и даже злобно отзывался до конца дней своих о Стелловском, считал, что этот издатель-спекулянт ограбил его, почему судился с ним как с заклятым врагом. Но если быть беспристрастным и справедливым, то Фёдору Михайловичу, может быть, стоило поминать Стелловского и добрым словом. Во-первых, Стелловский решился издать и издал четырёхтомное собрание сочинений писателя, известность которого в то время была далеко ещё не такой, какой стала она после «Преступления и наказания», чем способствовал, без сомнения, росту его популярности. Достоевскому не случайно не удалось найти иной выход из денежного тупика — кто бы из тогдашних издателей, кроме Стелловского, рискнул заключить контракт с относительно молодым ещё автором и выплатить ему деньги вперёд? Во-вторых, во многом благодаря этому, казалось бы, кабальному контракту и появилось на свет одно из самых цельных и безусловно талантливых произведений, приоткрывшее читателям и исследователям внутренний мир Достоевского, — роман «Игрок». В-третьих, именно благодаря деньгам «спекулянта» Стелловского писатель расплатился с частью долгов и смог вырваться за границу, по сути — на последнее горестно-сладостное свидание с А. П. Сусловой*. И, наконец, в-четвёртых и самых главных: только благодаря Стелловскому, из-за него Фёдор Михайлович встретился с Анной Григорьевной, с которой обрёл семейное счастье до конца жизни…

Наседкин Н. Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. —
(Русские писатели). — С. 731-732.

К сказанному Н. И. Наседкиным добавим, что к заключению "кабального договора", Достоевского, строго говоря, вынудил не Стелловский, а его собственные жизненные обстоятельства и критическая потребность в деньгах. Что же касается романа "Игрок", написанного писателем менее чем за месяц, то, отдавая должное гению Достоевского, нельзя все же забывать и того, что по контракту, для выполнения этого обязательства перед издателем, у него имелось куда больше времени — полтора года, а не месяц (договор со Стелловским был подписан 1 июля 1865 года).


* Аполлинария Прокофьевна Суслова, в замужестве Розанова (1839-1918), – возлюбленная Достоевского (с 1861 до окончательного разрыва в 1866), с которой он путешествовал за границей в 1863; прототип Полины в романе «Игрок» и других его героинь.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Рейтинг@Mail.ru