ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

СЕВОСТЬЯНОВ Сергей Викторо­вич (род. 18.07.1957, Ленин­град / Санкт-Петербург) – рос­сийский гитарист-любитель, эн­тузиаст гитары. Игре на гитаре учился у ученика П. И. Исакова гитариста и педагога Анатолия Ивановича Семенова (1938-1991), затем занимался в классе гитары у ученика Л. Ф. Андро­нова гитариста и композитора Виктора Михайловича Ефремо­ва. Занимается историей шести- и семиструнной гитары. Автор исторических очерков о русских гитаристах: "Страницы жизни Владимира Федоровича Вавило­ва" ("Нева", 2005, № 9), биогра­фического очерка "Сорокин Сергей Александрович" ("Не­ва", 2007, № 12) и написанного в соавторстве с Ю. А. Смирно­вым очерка "Гитара в театре и кино: Юрий Алексеевич Смир­нов".

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

НОСКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Русская семиструнная гитара
(Биографический очерк)


Сергей СЕВОСТЬЯНОВ

   Готовясь к написанию этого небольшого очерка, я встретился с Еленой Николаевной Носковой и попросил ее поделиться своими воспоминаниями о жизни и творческом пути. По-моему, она до сих пор является единственной дипломированной гитаристкой-семиструнницей в Санкт-Петербурге. Теперь, к сожалению, семиструнная гитара в нашем городе не преподается и классы гитары готовят только гитаристов-шестиструнников.
   Фотография, прилагаемая к очерку, была сделана мною в далеком уже 2001 году, когда мы с Еленой Николаевной находились в гостях у ее первого педагога, замечательного ленинградского гитариста Анатолия Александровича Лихатова. Фото запечатлело Елену Николаевну с гитарой учителя в руках, работы известного русского музыкального мастера М. В. Ерошкина.

Елена Николаевна Носкова, 2001 г.

   Родилась Е. Н. Носкова 29 апреля 1946 года в Ленинграде. В возрасте 9 лет ее внимание привлекла висевшая в шкафу гитара. Была она семиструнной, циммермановской (был до революции такой фабрикант музыкальных инструментов Ю. Циммерман, имевший свои магазины в Петербурге, Москве, Риге и Лейпциге). А вскоре кто-то, заметив неподдельный интерес ребенка к инструменту, показал девочке и как извлекать из него звук, от чего та пришла в неописуемый восторг и долго потом не могла оторваться от гитары, пытаясь тут же что-то "исполнить" на одной первой струне. Однажды по дороге в школу Лена заметила афишу Дома культуры им. Володарского с объявлением о наборе учеников в класс семиструнной гитары. Несмотря на жуткий протест мамы, убеждавшей дочь в том, что гитара инструмент совершенно неподходящий для серьезного занятия музыкой, девочка все-таки настояла на своем. Так она оказалась в классе А. А. Лихатова, ученика знаменитого гитариста Петра Ивановича Исакова. Теплые, душевные чувства благодарности к своему первому и любимейшему педагогу, много поддерживавшему ее в самые разные периоды жизни, Елена Николаевна хранит и по сей день.
   В 1962 году в Ленинград приехала на гастроли знаменитая аргентинская гитаристка Мария Луиза Анидо. Как раз в это время в городе проводился конкурс ленинградских гитаристов, на который А. А. Лихатов заявил и свою ученицу Е. Носкову. Несмотря на то, что в конкурсе принимали участие уже очень опытные и известные в то время музыканты Л. Седлецкая и Е. Ларионов, юная гитаристка уже в первом туре не только доказала, что способна на равных конкурировать со своими именитыми соперниками, но и вышла в лидеры в соревнования. На второй тур конкурса в жюри пригласили М. Л. Анидо. Елена прекрасно справилась с исполнением своей программы и заслуженно завоевала на конкурсе I место, получив диплом I степени, подписанный Марией Луизой Анидо. Однако наибольшей радостью для гитаристки было то, что она не подвела А. А. Лихатова и блестяще оправдала надежды, возлагавшиеся на нее учителем.

1 2
Рейтинг@Mail.ru