ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

СЕМЁН НИКОЛАЕВИЧ АКСЁНОВ

гитарист, композитор
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

АКСЕНОВ Семен Николаевич, род. 1784 – ум. 30 мая (11 апреля) 1853, с. Лошаки, Рязанской губернии, ныне в Милославском р-не Рязанской обл., – русский гитарист-семиструнник, компо­зитор. Родился в семье рязанского помещика и в детстве получил достаточное для мелкопоместного дворянина того времени образование. Службу начал в 1801 году смотрителем ("вахтером") провиантского ведомства; в 1803 году был писарем, а 31 декабря 1804 года произведен в самый низший гражданский чин – в 14-й класс. В июне 1807 года был определен в Горный департамент, а оттуда (12 января 1808) в симбирскую казенную палату. В 1810 году определился в Лесной департамент, а затем (1811), с чином 10-го класса, перешел экзекутором (чиновником, ведающим хозяйственными делами и надзором за внешним порядком в канцелярии) в Санкт-Петербургскую контору адресов. 13 сентября 1819 года, в чине 8-го класса, был назначен чиновником особых поручений при генерал-кригскомиссаре в Комиссариатском департаменте Военного министерства; в 1823-1827 годах служил чиновником особых поручений при Военном  министре, а с 1828-го – чиновником особых поручений при комиссариатском департаменте Морского министерства. С апреля 1830 года и вплоть до отставки в феврале 1833 года являлся членом общего присутствия департамента. Состоял членом-сотрудником Санкт-Петербургского вольного общества любителей российской словесности.

Чиновничью карьеру совмещал с занятиями музыкой. Был одним из первых и наиболее успешных учеников Андрея Сихры, с которым он занимался в Москве. Впоследствии поддерживал со своим учителем товарищеские отношения, несмотря на некоторые имевшиеся у них расхождения во взглядах  на пути и способы совершенствования гитарной игры. 7-струнную гитару считал инструментом более певучим и выразительным, чем изобразительным (как то полагал Сихра). Писал фантазии, романсы, вариации и попурри на русские народные песни. Именно русские мелодии, а не классика, как у Сихры, составляют основу его гитарных обработок. Ввел в технику гитарной игры так называемый "певучий стиль" (legato) и открыл способ играть флажолетом на всех нотах. (Применявшиеся Аксеновым легато и вибрато А. О. Сихра называл "цыганщиной", но вынужден был считаться со своим талантливым учеником, обладавшим к тому же прекрасной техникой). Из сочинений Аксенова изданы  несколько пьес, в том числе "Тема и вариации из Септета Бетховена", переложение для 2 гитар; похоронный марш – сочинение весьма редкое для гитарной литературы – "Марш для семиструнной гитары на погребение его светлости генерал-фельдмаршала князя Михайла Ларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского, сочинение Аксенова", "Новый журнал" – сборник 12 песен с вариациями и др. Ему принадлежит также ряд переложений фортепианных пьес на гитару ("Камаринская" Филда, "Охота" Дуссека и др.). Аксеновым была переработана и дополнена "Школа для 7-струнной гитары" И. фон Гельда. Полное название этой школы в русском издании 1819 года звучало следующим образом: "Школа для семиструнной гитары Игнатия фон Гельда, рассмотренная, исправленная и дополненная С. Аксеновым с присовокуплением изъяснения способа игры во всех тонах октавными флажиолетами, изобретенного г. Аксеновым. Издается иждивением В. Плавильщикова в пользу любителей сего инструмента, желающих играть на оном, но не имеющих средств найти хороших учителей". "Школа" Аксенова долго считалась лучшим руководством для желающих играть на гитаре.
 

1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru