ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
КУРЛАЕВ

гитарист, педагог
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

КУРЛАЕВ, Сергей Александрович, род. 1 (14) сентября 1885, с. Уда Сапожковского уезда Рязан­ской губ., Россия, – ум. 15 июня 1962, г. Коломна Московской обл., – видный российский гитарист начала ХХ века, музыкальный педагог. Сын крестьянина. По гитаре ученик А. П. Соловьева. Первым музыкальным инструментом была гармоника, полученная в детстве в подарок от отца. В раннем детстве имел хороший голос и пел в церковном хоре. Гитару начинал осваивать самостоятельно по разным самоучителям (Любавина, Соколова, а позже Соловьева). Около 1906 года случайно познакомился с В. М. Юрьевым, а через него с самим А. П. Соловьевым и вскоре после этого стал его учеником по гитаре, а также участником организованных Соловьевым квартетов (сначала гитарно-скрипичного, где играл на скрипке, а затем и гитарного, заменив в нем Березкина). Принимал самое активное участие в деятельности Общества гитаристов имени А. П. Соловьева, просуществовавшего до 1914 года.

Сергей Александрович Курлаев (1885-1962)

После открытия в 1899 году в пригороде Коломны, Боброве, общедоступного Народного театра, построенного администрацией Коломзавода братьев Струве для своих рабочих и служащих, выступал там как гитарист. Наряду с певцами - М. Смысловой (контральто) и Н. Травкиным (бас) - Сергей (гитара) и его брат Владимир (скрипка) вскоре стали любимцами публики. С 1905 г. организовывал кружки самодеятельности на заводах Коломны и уезда. Особой известностью, уже после революции, пользовался созданный С. А. Курлаевым оркестр, в состав которого входили члены его семьи: сам Сергей Александрович, его жена Александра Михайловна, сыновья Георгий и Борис и другие музыканты-энтузиасты. Оркестр курсировал по окрестным селам. Каждому концерту предшествовало выступление оратора, объяснявшего, что такое Советская власть. Эта своеобразная бригада получила название «Красная повозка». В 1934 году у станции Голутвин открылся Дворец культуры Коломенского паровозостроительного завода имени В. В. Куйбышева (впоследствии, ДК «Тепловозо­строитель» Коломенского тепловозостроительного завода) при котором были организованы музыкальные классы, преобразованные через два года в школу. С. Курлаев руководил оркестром театра (оперной студии) ДК. С образованием школы вел в ней симфоническую группу, а с 1938 года стал директором Голутвинско-Бобровской музыкальной школы. После начала войны возглавляемые Курлаевым бригады выступали с концертами в цехах Коломзавода, на сборных пунктах и в госпиталях. После окончания войны С. А. Курлаев направил свои усилия на возрождение музыкальной жизни в городе и области и на дальнейшее развитие музыкального образования. В 1949 году, в статье, посвященной состоянию музыкальной самодеятельности в стране, журнал "Советская музыка", говоря о проблемах и недостатках, ссылается и на мнение С. А. Курлаева:

  <...> Там, где мало и плохо звучит музыка, – значительно обедняются быт и досуг трудящихся.
  Вполне понятна тревога С. Курлаева, который пишет в газете «Коломенский рабочий» о положении с музы­кальным искусством в его родном городе: «Наша Коломна издавна считается музыкальным городом. До войны здесь были слаженные коллективы, симфонический оркестр. Многие коломенцы и сейчас вспоминают постановку опер «Евгений Онегин», «Тихий Дон»*. Часто проводились концерты-лекции, посвященные великим русским компо­зиторам. К сожалению, теперь об этих замечательных традициях забыли.. И в первую очередь этот упрек следует направить в адрес руководителей Дворца культуры.
  Сейчас при Дворце есть неплохой хор. Однако он мало расширяет свой репертуар. А как хотелось бы послушать незабываемые хоры из опер Глинки, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова и других корифеев русской музыки!
  Совсем прекратили свою работу струнные колективы. Инструменты, покрытые толстым слоем пыли, лежат в кладовых. Между тем именно домрово-балалаечные оркестры являются массовыми проводниками русской народной песни, которая пользуется такой любовью в нашей стране. Былую музыкальную славу нашего города надо возродить!»

В 1946 году произошло слияние Голутвинско-Бобровской и действовавшей с 1919 года Коломенской музыкальной школы 1-й ступени (примечательно, что с 1926 по 1937 годы ею руководил Вячеслав Федорович Мельников, одновременно ведший преподавание по классам валторны и гитары). Дирек­тором объединенной музыкальной школы стал С. А. Курлаев. В 1959 году по его инициативе было построено новое здание школы с концертным залом на 350 мест и открыто 1-е Московское областное музыкальное училище. Журнал "Советская музыка" в 1964 году писал:

Жил в Коломне старый музыкант С. А. Курлаев. Человек, пользовавшийся большим уважением, из тех, кого называют беспартийными большевиками. Страстному энтузиасту музыки удалось добиться постройки нового здания для музыкальной школы, которую он возглавлял. Новоселье состоялось в 1959 г. Одновременно областное управление культуры вынесло решение создать на этой базе среднее учебное заведение. Так в светлом двухэтажном доме появился еще один «жилец» — Первое московское областное музыкальное училище. Оно выпускает в основном преподавателей для специальных и общеобразовательных школ области. Первые учителя музыки. Это от них зависит, станет ли она для детей еще одной учебной дисциплиной или навсегда войдет в их жизнь как нечто очень важное, тесно связанное с формированием их характера, сознания. Коломенцы справедливо считают: для того, чтобы воспитать воспитателей, мало сообщить им сумму знаний по музыкальному искусству. Нужно уже на студенческой скамье выработать в будущих педагогах «общественную жилку», привить им вкус к массовой музыкальной работе. Здесь не только так считают, но и многое для этого делают.

Ольхович Е. Первое в области // Сов. музыка. – 1964. – № 9. – С. 89. – [О Коломенским муз. училище]

С. А. Курлаеву принадлежит значительное число переложений для семиструнной гитары. В 1928 году вышел сборник его переложений избранных сочинений Э. Грига:

Григ, Э. Альбом избранных сочинений / перелож. для гитары (по нотно-цифровой системе) С. Курлаева. – М.: Музсектор, 1928. – 11с.

В 1930-е годы было издано несколько сборников переложений для гитары наиболее популярных революционных песен:

Двенадцать революционных песен: для семиструнной гитары [с надписанным текстом] / перелож. С. Курлаева. – М. : Музгмз, 1931. – 13 с. – (Репертуар гитариста).

Одиннадцать революционных песен: для семиструнной гитары / перелож. С. Курлаев. – М.: Музгиз, 1935. – 12 с. – (Серия пьес для семиструнной гитары).

В эти сборники вошли следующие песни: 1. «Интернационал»; 2. Похоронный марш («Вы жертвою па­ли»); 3. «Смело, товарищи, в ногу» (сл. и муз. Л. П. Радина); 4. «Замучен тяжелой неволей»; 5. Кон­ная Буденного (А. Давиденко); 6. «Нас побить, побить хотели»; 7. «Ну, и долой» (Н. Чемберджи); 8. Варшавянка («Вихри враждебные»); 9. Проводы («Как родная меня мать провожала»); 10. Комсо­флотский марш (Низвергнута ночь) (А. Безыменский); 11. Мы первые из первых (нем., пер. сл. Э. Багрицкого); 12. На штыки («На штыки под набат и пожар...») (И. Шведов). Некоторые переложения С. А. Курлаева содержатся также в "Сборнике революционных и массовых песен" (перелож. для 7-струн. гитары по нотной и цифровой системам с пением (по желанию) В. Тарнопольского, В. Юрьева, С. Курлаева и М. Иванова. - М.: Музгиз, 1932).

В 1940 г. вышел еще один сборник, подготовленный С. А. Курлаевым:

Курлаев С. Сборник песен советских композиторов. Для трио: мандолина, балалайка, гитара и хор (по желанию). По нот. и цифр. системам. Голоса. – Музгиз, М.-Л., 1940. – 20 с. – 29 см. – 3500 экз. – 2 р. 10 к.


ЛИТ.: Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. – Тюмень-Екатеринбург, 1992. – Стлб. 901-903; Кузнецова Галина. Алябьевская школа (Из музыкальной истории города): Очерк // Коломенский альманах: лит. ежегодник. – 2012. – Вып. 16. – С. 339-350.
 


*   Имееются в виду музыкальные события, имевшие место в Коломне в 1937 году. Тогда там была поставлена имевшая огромный успех опера П. Чайковского «Евгений Онегин». Постановщик — Д. Мушников, дирижер — Ф. Попадич, концертмейстер — М. Мельникова. Опера транслировалась по Всесоюзному радио. А к 20-летию Октября была осуществлена постановка оперы Ивана Дзержинского «Тихий Дон». Руководителем оркестра в обеих постановках был С. А. Курлаев. Газета «Коломенский рабочий» в 1939 году отмечала: «Работа, которую ведет коллектив студии, очень важная и почетная!.. В театре завода было дано несколько спектаклей… Актерская игра и пение тт. Смысловой, Артемова, Четкина, Черных и других достойны самых положительных отзывов… Хор стройностью и звучностью волнует и пленит…»
 

Рейтинг@Mail.ru