ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ДМИТРИЙ
ВАЛЕРЬЕВИЧ
МАМОНТОВ

гитарист
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

Дмитрий МамонтовМАМОНТОВ, Дмитрий Валерьевич, 1961–2002, — российский гитарист. Родился в рабочей семье, отец работал электриком, а мать — продавцом в магазине. Родители были большими любителями искусства и с ранних лет подталкивали сына к занятиям музыкой, тем более, что он уже в детстве проявлял музыкальные способности, довольно удачно подбирая на слух мелодии на детских музыкальных инструментах. Однако в музыкальную школу так и не пошел, поскольку долгое время никак не мог определиться с выбором инстру­мента: перепробовал дома и в школе фортепиано, аккордеон, гитару, но началом серьезных занятий эти пробы так и не стали. Металлические, примитивно-ритмичные звуки "бряцающей" уличной гитары, по словам самого Д. Мамонтова, его отталкивали и вызывали  лишь раздражение, не пробуждая никакого желания учиться играть на гитаре самому. Отношение к ней и представления о возможностях гитары поменялись лишь после того, как он впервые услышал ее мело­дичное классическое звучание. По-настоящему первым подлинным прикосновением к профессиональному ги­тарному искусству стали для него увиденные по телевидению выступления С. Д. Орехова и Пако де Лусии. Очень сильное впечатление произвела и надолго запомнилась игра Сергея Орехова, благодаря которому он впервые узнал и увидел как можно играть на гитаре. Но окончательно определил его дальнейшую судьбу испанский гитарист-фламенко Пако де Лусиа, выступление которого потрясло своей виртуозностью и подвигло к серьезным и упорным занятиям гитарой.

В возрасте около 16 лет (ранее уже некоторое время занимаясь самостоятельно) начал искать возможности учиться игре на гитаре у профессиональных преподавателей. Сначала короткое время занимался в клубе у Тамары Григорьевны Касаткиной, а затем перешел к педагогу Николаю Бондаренко. Впоследствии брал уроки и часто консультировался у композитора и гитариста Петра Ивановича Панина, с которым у него установились тесные дружеские отношения. Формального музыкального образования не имел: единственным полученным им документом, удостоверявшим профессиональную музыкальную квалификацию, был диплом об окончании московских двугодичных курсов гитаристов, руководителем которых являлся А. В. Кабанихин, причем "прохождение" этих курсов затянулось у него на 6 лет.

Несмотря на феноменальную музыкальную одаренность, быстро принесшую ему известность в гитарных кругах, большую часть жизни не мог позволить себе заниматься только музыкой. Сменил несколько профессий, затем окончил медицинское училище и много лет проработал на "скорой помощи". Несмотря на это, именно гитара составляла главное содержание и смысл его жизни. "Гитара — это частица меня", — говорил Д. Мамонтов. Достигнутый им уровень исполнительского мастерства был результатом высочайшей самоотдачи, нескольких лет ежедневных напряженных занятий над совершенствованием техники игры, индивидуальных упражнений по развитию подвижности кистей рук и пальцев, нахождения наиболее рациональной и эффективной аппликатуры. "Для того, чтобы сложные пассажи проходили легко, невидимо для зрителя, — признавался он, — пришлось приложить очень много усилий, титанического упорного труда".

Д. Мамонтова по праву называли лучшим исполнителем фламенко в СССР, хотя сам он по этому поводу говорил: "Я не могу назвать себя фламенкистом, потому что чистое фламенко я не играю. Я играю пьесы с элементами фламенко — наиболее красивые места вставляю в какие-то пьесы". Тем не менее, фламенко было особой любовью Д. Мамонтова, так же как и эталоном гитариста был для него фламенкист Пако де Лусиа (стоит сказать, что очень многие обращали внимание на внешнее сходство двух музыкантов). В 1986 году, во время первого приезда этого гитариста в Советский Союз, у Д. Мамонтова состоялось с ним две знаменательных встречи, которые он очень ценил и из которых вынес для себя много ценного. Вспоминая о них музыкант говорил: "Благодаря Пако де Лусии я понял, как должны работать руки, как отдавать себя публике, получать заряд от нее и с помощью этого заряда опять же воздействовать на публику... Если бы не эти встречи, мне до сих пор было бы непонятно, как обращаться с этой "адской и прекрасной машиной" — шестиструнной гитарой". О себе и о Пако де Лусии он говорил: "У нас с ним один характер и один взгляд на жизнь.. мы живем в разных странах, но одним миром — мысли о жизни и взгляды одни и те же". Во время встречи в секции гитаристов при Московском хоровом обществе, организованной ее руководителем А. И. Савельевым, Д. Мамонтов исполнил несколько пьес (в том числе в дуэте с А. Чудиновым) и его игра была отмечена П. де Лусией как очень достойная и интересная. По воспоминаниям участников этих встреч и бесед, испанский гитарист обратил внимание на особенность его аппликатуры, и был поражен тем фактом, что он играет пассажи не двумя пальцами, как при классическом пикадо (пассажной технике в фламенко), а тремя. По результатам пребывания испанского гитариста в СССР, его концертам и встречам с советскими гитаристами, был снят документальный фильм-концерт "Вас приглашает Пако де Лусиа", в создании которого, как консультант, принимал участие и Д. Мамонтов.

Немаловажным событием в творческой биографии Д. Мамонтова стало его знакомство с П. И. Пани­ным, который сразу же разглядел в нем талантливого и перспективного гитариста и принял самое деятельное участие в его судьбе и как опытный педагог-наставник, и как композитор, и как организатор выступлений, концертов, записей и т.д. По инициативе и настоянию Петра Панина он в 1980 году прошел прослушивание на телевидении для участия в программе "Шире круг" и осенью того же года записал для этой телепередачи пьесу П. Панина "Ритмы Испании" (она же "Донские казаки"), вскоре вышедшую в эфир Центрального телевидения СССР. Позднее, он неоднократно появлялся на телеэкране уже и в других популярных программах ("Утренняя почта", "Ночная феерия" и др.). В любительском документальном фильме, снятом о Дмитрии Мамонтове, Петр Панин с большим уважением отзывается о своем бывшем ученике:

Мамонтов — это эстрадный профессиональный артист. Я считаю, что это явление в гитарном мире. Он очень хорошо прогрессирует, сочиняет, может преподавать (я был свидетелем, когда он преподавал), и, в общем, похоже на то, что его можно назвать "Паганини ХХ века", гитарным Паганини. Гитарист — сильный. Когда-то он у меня консультировался, брал уроки (тут рядом жил, часто ко мне приезжал), я помогал ему, а потом и сам немножко стал у него учиться. Ведь, как получается, иногда и учителя учатся у учеников, а ученики потом у своих учеников.. Я был свидетелем, когда Пако де Лусиа хвалил Дмитрия Мамонтова и говорил, что это его преемник, что он надеется, что Дмитрий его перерастет, и что, во всяком случае, он не хуже, чем он сам, Пако де Лусиа. Дмитрий очень старается, я считаю, это очень хорошо, что он не зазнается и прогрессирует.

Помимо сольных выступлений много играл в ансамбле с другими исполнителями (гитарных дуэтах, трио, квартете). Первый дуэт был с Евгением Ивановым, с которым он начал играть в 1979 году и еще до программы "Шире круг" в течение около года вместе выступал по разным самодеятельным концертам. Второй дуэт (с 1985 года) — с Алексеем Чудиновым, которого он очень ценил как исключительно грамотного в музыкальном отношении человека, прекрасно разбирающегося в аранжировках, хорошо владеющего не только гитарой, но и имеющего за плечами музыкальную школу по классу фортепиано. "Он всегда помогал мне, — говорил Д. Мамонтов, — ловил, когда я сбивался, поправлял... Это был единственный человек, который мог со мной играть, и с которым я мог играть..." Дуэт Мамонтов - Чудинов был по времени самым продолжительным: музыканты проработали вместе около 10 лет и записали совместный альбом в который вошло 17 композиций, главным образом, испанской музыки, а также "Вальс" Петра Панина и знаменитые "Чардаш" итальянца Витторио Монти и "Тико-тико" бразильского композитора З. де Абреу.  Периодически выступал и вместе с П. Паниным. Исключительно высоко ценил также своего партнера Анатолия Сёмочкина, которого считал гениальным гитаристом, превосходно чувствующим музыку и обладающим прекрасным даром импровизации. По словам Д. Мамонтова, с А. Сёмочкиным он играл не часто, но очень многому у него научился как во время совместных выступлений, так и просто посещая его концерты. Большой удачей для себя считал также участие в фламенко-группе "Медиа Луна", куда его пригласил руководитель этого коллектива Борис Ястребов (образована в Москве в 1993 году, первоначально — трио; в состав входили: Борис Ястребов — ритм-гитара, Дмитрий Слащев — клавишные, бонги, духовые, Сергей Гармаш и Дмитрий Мамонтов — соло-гитары, позднее присоединился кубинец Карим Родригес — вокал). Для него это была хорошая школа игры в ансамбле, особенно в паре с другим очень сильным и достойным гитаристом С. Гармашем (которого Мамонтов считал технически равным себе), где надо было не соперничать, чтобы демонстрировать личное первенство, а органично друг друга дополнять и поддерживать, добиваясь именно ансамблевого результата. Основу репертуара группы составляля музыка фламенко или, как предпочитал выражаться сам Д. Мамонтов, пьесы с элементами или в стиле фламенко.

Дмитрий Мамонтов Алексей Чудинов, Дмитрий Мамонтов и Анатолий Сёмочкин

Дмитрий Мамонтов;
слева: Алексей Чудинов, Дмитрий Мамонтов и Анатолий Сёмочкин.

На рубеже 1980-1990-х годов, оказавшись без работы, вынужден был перебиваться случайными заработками: зарабатывал на жизнь игрой на Арбате, там же продавая и свои кассетные записи, подрабатывал уроками. В одной из публикаций журнала "Смена" за 1993 год, не называя прямо имени Мамонтова, но ясно указывая на него, автор с горечью писал: "С наступлением рынка все некоммерческое в искусстве стало вытесняться и хорошие музыканты один за другим вылетали с орбиты. Ну как можно было спокойно относиться к тому, например, что гитарист, который прекрасно играл музыку фламенко и который удостоился похвалы самого Пако де Люсия, пошел травить тараканов в кооператив?.."

24 февраля 2002 года в конференц-зале Пресненской районной управы г. Москвы друзья Дмитрия Мамонтова провели концерт его памяти, в котором приняли участие А. Чудинов, В. Дубовицкий, Н. Болдырев, ансамбли "Медиа Луна", “Лос де Моску”  и другие. Памятный концерт был проведен в Москве и в 10-ю годовщину со дня смерти музыканта. 19 февраля 2012 года на радиостанции "Русская служба новостей" прошла программа "Гитарный клуб Дмитрия Малолетова", посвященная Дмитрию Мамонтову, в  которой о нем рассказывали Алексей Чудинов и Сергей Гармаш.

 
Рейтинг@Mail.ru