ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

МАТВЕЙ СТЕПАНОВИЧ
ПАВЛОВ-АЗАНЧЕЕВ

гитарист и виолончелист, дирижер, композитор
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

Матвей Степанович Павлов-АзанчеевПАВЛОВ-АЗАНЧЕЕВ, Матвей Степанович (наст. фамилия – Павлов, артистический псевдоним – Азанчеев), род. 24 февраля (10 марта) 1888, Рождественская вол., Курский уезд Курской губ., – ум. 8 января 1963, Армавир, Краснодарский край, Россия, — русский музыкант, виртуоз-исполнитель на виолончели и семиструнной гитаре, дирижер и композитор. Родился в семье деревенского столяра, бывшего крепостного крестьянина, Степана Степановича Павлова (ум. 1924), впоследствии перебравшегося в Москву и до 1907 года рабо­тавшего там браковщиком на велосипедном заводе «Дукс». В 1907 году родители, в поисках заработка, переехали на жительство в г. Батуми, где смогли дать сыну среднее образование. Открывшиеся уже в гимназические годы исклю­чительные музыкальные способности позволили М. С. Павлову сразу по окончанию Батумской гимназии поступить в Москов­скую консерваторию и в мае 1916 года окончить ее с отметкой "отлично" получив полное музыкальное образование по классу виолончели профессора Альфреда Эдмундовича фон Глена (1858-1927), ученика основоположника русской виолончельной школы К. Ю. Давыдова. Композицию изучал у директора Московской консерватории Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова (1859-1935), ученика Н. А. Римского-Корсакова. Параллельно самостоятельно осваивал 7-струн­ную гитару, "перенеся на нее опыт образованного музыканта и дирижера" (М. С. Павлов - А. Я. Ларину, 28.08.1946). Применял очень сложную аппликатуру левой руки. Летом 1916 года был призван в качестве ратника ополчения на фронт, но по специальному ходатайству М. М. Ипполитова-Иванова, считавшего необходимым сохранить для России этот талант ("М. С. Павлов по своим знаниям и способностям вполне может занять место военного капельмейстера", – говорится в подписанном им документе), был определен в военный оркестр и по весну 1917 года служил в должности капельмейстера 194-го пехотного запасного полка Войск Московского Военного Округа. После революции, с 1919 года по 1922 год служил в Красной Армии в городах Ашхабад, Самарканд и Ташкент. С конце 1922 года жил и работал в Москве, где и начал выступать с сольными концертами на семиструнной гитаре. Достоверно известно, что в Москве им было сыграно, как минимум, два таких концерта. Дата первого с точностью не известна, возможно, им был концерт от 10 декабря 1925 года, упоминаемый В. М. Мусатовым, в котором было сыграно 49 номеров соло на гитаре, а второй, состоявший из 2-х больших отделений со сложнейшей программой (в ней, в частности, значится симфоническая поэма «Пляска смерти» К. Сен-Санса в обработке Павлова-Азанчеева) состоялся 11 апреля 1926 года в зале московского Дома работников просвещения (ровно через месяц после концерта А. Сеговии в Большом зале Московской консерватории 12 марта того же года), о чем свидетельствует сохранившаяся афиша концерта – "Второй и последний концерт М. С. Павлова-Азанчеева на семиструнной гитаре" ("последний", поскольку уже с мая М. С. Павлов-Азанчеев был плотно задействован как руководитель симфонического оркестра в Северной Осетии). С 1 января 1924 года по 30 ноября 1933 года являлся дирижером симфонического оркестра в г. Владикавказ (в 1931-44 и 1954-90 – Орджоникидзе, в 1944-54 – Дзауджикау), который организовал из музыкантов распущенного революцией оркестра Терского (частично Кубанского) казачьего войска. Впрочем, судя по некоторым письмам самого М. С. Павлова-Азанчеева, оркестр не имел раз и навсегда сформировавшегося состава, а ежегодно вновь собирался дирижером на очередной сезон (май-август). По сообщению В. М. Мусатова, "в то время оркестр работал очень напряженно, давая концерты в городском парке ежедневно (кроме понедельника), а в воскресный день по два (в 12 часов - 2 отделения и вечером - 3 отделения), для чего специально была построена концертная площадка с раковиной (вход платный). Программы концертов были весьма разнообразны, а повторения немногочисленны. Здесь Владикавказская публика была впервые ознакомлена с формой симфонии (под руководством Азанчеева исполнялась 4-я симфония Чайковского) и концерты постепенно сплотили вокруг себя постоянных слушателей. В зимние месяцы концерты давались по понедельникам в здании драматического театра, а в прочие дни Азанчеев руководил ансамблем кинотеатра (тогда игралась классическая музыка) или участвовал в трио (скрипка, виолончель, рояль)". Сам М. С. Павлов-Азанчеев, говоря о сезоне 1929 года писал, что его оркестру надлежит ежедневно давать "10 вещей и в праздники на утренней и вечерней игре 16, т. е. иметь в портфеле до 500 номеров", из которых он "обязался в течение полутора месяцев не повторяться программой". "Адова работа", – резюмировал он в письме М. Ф. Иванову 10 января 1930 года, с нескрываемым отчаянием делясь болью, связанной с невозможностью достать нужные ноты и составить количественно и качественно достойный репертуар ("Я, собирая библиотеку, не набрасывался на музыкальное барахло..., а покупал или переписывал только художественно ценные оркестровки, которые, конечно, дороги, и много сразу купить мне... не под силу было. [...] у меня получилась "вкусная", но состоящая всего из 125 вещей библиотека"). В "межсезонье", как правило, с сентября по апрель, музыкант оказывался безработным и, как он пишет, "вовсю наседал на гитару" сочиняя и делая для нее аранжировки и транскрипции.

1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru