ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ЮЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
ШТОКМАН

педагог, гитарист-любитель, композитор
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

ШТОКМАН Юлий Михайлович, род. 9 мая 1839, Петербург*, – ум. 4 (17) декабря 1905, Курск, – российский гитарист-шестиструнник, композитор и педагог. С ранней юности очень интересовался древней историей и археографией востока, для чего занялся изучением восточных языков – арабского, персидского и турецко-татарского, и мечтал, для осуществления своих желаний, о службе на востоке по дипломатической части, но, по независящим от него причинам, вынужден был от этих планов отказаться и посвятил себя педагогике. Окончил Петербургский университет. Некоторое время работал в Санкт-Петербурге нотариусом. В ноябре 1871 года переехал в Курск, где стал преподавателем географии и немецкого языка в Курской мужской гимназии. С 1894 года преподавал географию в Мариинской женской гимназии. Принимал активное участие в работе Губернского статистического комитета, будучи его постоянным членом. Являлся одним из членов-учредителей созданной при этом комитете 3 декабря 1901 года историко-археологической комиссии, преобразованной в 1903 году в губернскую Ученую архивную комиссию, входил в состав ее археологического и архивного отделов. Опубликовал работу по геологии Курского края «О самородном камне». Под его руководством были изданы «Атлас всех частей света и государств Европы», подробная географическая карта Курской губернии (1875 г.). Составил учебник немецкого языка для младших классов средних учебных заведений (Ч. 1–2. СПб.: К. Риккер, 1876 –1878). Издал также книгу стихотворений. Статский советник. За педагогическую и научную деятельность награжден орденами Св. Станислава и Св. Анны.

Юлий Михайлович Штокман

Юлий Михайлович ШТОКМАН
(Фотография из книги: Заяицкий С.С. Интернациональный союз гитаристов.
М.: Типолитография А. В. Васильева и Ко, 1902)

Заниматься гитарой начал в начале 1860-х годов в период учебы в университете. Будучи знаком с некоторыми артистами Императорского оперного оркестра, людьми, окончившими зарубежные консерватории, руководствовался их рекомендациями при выборе теоретических сочинений и уже тогда, по его собственным словам, осознал, что "гитара не есть предмет легкой забавы, [...] а напротив, инструмент, требующий серьезного отношения". Одновременно со школами Ф. Карулли, М. Каркасси, Л. Леньяни, Д. Агуадо и Ф. Сора, усердно штудировал общую теорию музыки, пользуясь лучшими тогда иностранными работами в этой области, а затем перешел к изучению композиторов, начав с более доступных – Маттео Каркасси, Йозефа Кюфнера и Йохана Каспара Мерца, и последовательно переходя к сочинениям Мауро Джулиани, Филиппо Граньяни, Цани де Ферранти, Джулио Регонди и Фернандо Сора. В процессе занятий увлекся собиранием нотной литературы. "Коллектирование хорошей музыки, – писал он в автобиографии, – дошло у меня до мании: у меня в течение времени составилась богатейшая коллекция нот, на которую истрачено более 4000 рублей. Обилие материала открыло мне возможность непосредственного близкого ознакомления с гитарной литературой, сокровищами которой я тем более восторгался, чем более углублялся в ее изучение". Позднее в нотную библиотеку Ю. Штокмана вошло и унаследованное им ценное и обширное собрание сочинений для гитары, принадлежавшее И. А. Клингеру, с которым он познакомился и близко сдружился в конце 1870-х годов. Тогда же вместе с И. А. Клингером им был создал в Курске кружок гитаристов (Общество друзей классической гитары), просуществовавший около 20 лет. В деятель­ности кружка принимали участие дочери музыканта (одной из них — Верой Юльевной Штокман — впоследствии были написаны воспоминания об И. А. Клингере, опубликованные в журнале "Гитарист", 1904, № 6, и воспоминания об отце, напечатанные в журнале "Музыка гитариста", 1907, №№ 2-3), художник А. К. Дамберг и др. В 1883 году Юлий Штокман стал почетным членом Лейпцигского гитарного клуба. В том же году им с санкции А. Г. Рубинштейна был организован класс гитары при музыкальных классах Курского отделения Русского музыкального общества, где он безвозмездно проводил занятия и проявил себя прекрасным педагогом, много работая индивидуально с каждым учеником, многие из которых неоднократно с успехом выступали перед публикой не только на обязательных музыкальных вечерах, но и в концертах. Курсы, правда, действовали недолго и вскоре прекратили свое существование из-за недостаточности интереса к ним слушателей. С 1885 года преподавал шестиструнную гитару также в Музыкальных классах А. М. Абазы. В 1899 году Ю. М. Штокман стал членом русской секции Интернационального союза гитаристов, организованного в Мюнхене, избирался в состав его музыкального комитета. Он также способствовал созданию класса гитары на устроенных Московской консерваторией музыкальных курсах. Музыкальное наследие Ю. М. Штокмана невелико. Его пьесы и романсы носили характер грустного раздумья, были глубоко задушевны. Сонаты "Вечером", "Начало", "Серенада" и др. в 1901 году были изданы у П. И. Юргенсона ("Tonstücke für die Guitare" von J. Sctockmann: Op. 1. Serenade, Op. 2. Wiegenlied, Op. 3. Kleinrussisches Volkslied, Op. 4. Erinnerung. Nocturne, Op. 5. Am Abend. Menuett. Capriccio, Op. 6. Fiebertraum. Etude, Op. 15. Im Mondenschein. Nocturne).

"Tonstücke für die Guitare" von J. Sctockmann  "Tonstücke für die Guitare" von J. Sctockmann

По поводу публикации своих сочинений музыкант писал: "Издавая свои композиции, я главным образом рассчитывал на немецких гитаристов, убедившись, что у нас в России испанская гитара почти совершенно вытеснена; этим объясняются и немецкие заглавия моих пьес" (из письма В. А. Русанову от 26 мая 1904 года, "Музыка гитариста", 1907, № 10). Лучшим его сочинением считается "Романс с резонансом". В 1904-1905 годах активно сотрудничал с журналом "Гитаристъ".  Автобиография музыканта, с небольшим дополнением к ней С. С. Заяицкого, была опубликована в книге "Интернациональный союз гитаристов" (1902), а в журнале "Гитаристъ" (№ 1, 1905) – биографический очерк В. А. Русанова "Ю. M. Штокман. Гитарист-композитор". В 1906-1907 гг. в журналах "Гитаристъ" ("О гитаре. Из переписки с Ю. М. Штокманом", 1906, №№ 1, 2, 3) и "Музыка гитариста" (1907, №№ 9, 10, 12) были опубликованы письма Ю. М. Штокмана к В. А. Русанову, которые, как сказано в  предисловии к публикации, "помимо их чисто исторического значения и интереса, содержат в себе много ценных советов и указаний, которые могут быть полезны многим гитаристам". В одном из этих писем (от 18 апреля 1904 г.), Ю. М. Штокман о своем "служении благороднейшему инструменту" писал: "Положа руку на сердце могу сказать, что служу идее без всяких личных интересов; моя мания – пропагандировать гитару как великую утешительницу удрученных; она была моим вернейшим другом и в тяжкие минуты жизни неоднократно вселяла в измученную душу проблески неясных новых надежд." Был похоронен в г. Курске на Немецком (Лютеранском) кладбище.


* Год и место рождения указаны по автобиографии Ю. М. Штокмана, опубликованной в книге С. С. Заяицко­го "Интернациональный союз гитаристов" (М., 1902): "Я, Юлий Михайлович Штокман, родился в Петербурге в 1839 году..." (с. 40). В некоторых других источниках, в т. ч. в "Курской энциклопедии" (сост. Ш. Р. Гойзман) утверждается, что Ю. Штокман родился в 1836 году и был "уроженцем Курляндской губернии".

1 2 3

Рейтинг@Mail.ru